Зарубежные рынки сжимаются с каждым днем как шагреневая кожа. Металлургическим предприятиям нужно срочно менять стратегию.
/Rusmet.ru, Ковшевный Виктор/ Китайцы меня всегда удивляли своим подходом к ведению бизнеса. Пример из жизни, несколько лет назад. Крупный предприниматель, промышленник, за спиной которого миллионы тонн, производимых на своих предприятиях, вдруг, интересуется открытием производства в России на 50 тыс. т в год. Мне непонятно было, как такой масштаб может быть интересен, ведь этот новый бизнес – мелочь по сравнению со всем остальным. Ничего подобного! «Там, где русскому неинтересно, для китайца – хороший заработок» – говорил этот китаец, вводя меня в еще большее непонимание. У вас же Китай, громадные инвестиции, рост, поражающий воображение всего мира. У вас необъятный рынок – зачем нужна Россия?
Прошли годы. Производство в России было открыто со второй попытки. Со второй, потому что один регион сначала согласился, а потом наслал экологов. Китаец понял, что сейчас его обдерут как липку, быстро нашел другое место, где местные власти не стали проявлять непомерную и неразумную жадность. Персонал российско-китайский. Правда, правильнее сказать, китайско-российский, потому что в управлении своими предприятиями китайцы русских не допускают никогда. Продажи пошли успешно, и сейчас этот китаец думает об увеличении производства в два раза. Китаец днюет и ночует в российской глубинке на своем небольшом заводе, потому что уверен в том, что оставлять без контроля свой бизнес в России нельзя, обанкротишься.
Теперь пример с другой стороны. Российское предприятие. Суперсовременное оборудование. У производимой высокотехнологичной продукции – отменное качество. На фоне широко обсуждаемых в СМИ гигантских вложениях в ВПК предприятие находится без заказов на следующий год. Персонал - под угрозой увольнения.
Как в нашей действительности уживаются эти два примера одновременно? Я долго думал, анализируя производства в разных странах на трех континентах. Что видел своими глазами, а не читал в изложении третьей стороны. И вот какой вывод.
Конкуренты заставили Россию играть в наперстки. Миллионы тонн - туда, миллионы тонн – сюда. Надо не упустить свою долю! Следите внимательно! Специализированные информагентства наперебой в последние годы рапортовали о материальных потоках ресурсов в мире. Экспорт в 90-е годы стал спасением для российских металлургов. Основу экспорта составили полуфабрикаты, что облегчило понимание ситуации в мире на уровне анализа потоков миллионов тонн. Про конечного потребителя забыли. Для приличия иногда вспоминали, когда говорили о важности металлопотребления в стране. Но вспоминали, говоря на языке миллионов тонн, а не понимания того, какое металлоизделие потребителю нужно.
Сегодня зарубежные рынки сжимаются с каждым днем как шагреневая кожа. С традиционных рынков выжимают азиатские поставщики, да и Иран скоро в накладе не останется, впервые выступив нетто-экспортером заготовки. Предприятиям нужно срочно менять стратегию.
Показателен пример рынка спецсталей, который захватил импорт. По большинству позиций импорт превышает 85%. Реально – еще выше, потому что есть импорт конечных изделий, которые невозможно отследить по таможенной статистике. Россия – первая в мире по поставкам никеля и последняя по производству спецсталей.
Более 90% произведенного в России никеля экспортируется, а для внутреннего потребления более 95% никеля завозится в готовой продукции. В итоге, среднедушевое потребление российского никеля в России составило не более 180 грамм. А потребление своего никеля в импортной упаковке – больше килограмма.
При этом цена «заграничного» никеля значительно выше себестоимости: это цена LME + 18% + доставка + добавленная стоимость в других странах + много других позиций, которые идут в нероссийский бюджет. Как можно относиться к аборигенам, которые продают алмазы со своей земли, а потом эти алмазы покупают втридорога, да еще в результате остаются по уши в долгах?
Россия - сырьевой придаток для остального мира. Никто в этом не виноват, кроме нас самих. Гнались за миллионами тонн, за первым-вторым местом по поставкам, чтобы поднять капитализацию компаний, а под залог дорогих акций взять еще больше кредитов. Общий внешний долг России в пересчете на новый курс доллара сегодня превышает половину ВВП. Долг Америки превышает ВВП, и об этом кричат все, кому не лень. Cмотрите внимательно! Не упустите! Мы и смотрим, и стараемся не упустить такой «важной» информации, при этом не замечая уловок наперсточников. Америка может решить свою проблему одним росчерком пера, потому что именно она контролирует эмиссию денег.
Игра в наперстки сказывается на каждом предприятии в России. Даже в случае, когда оно производит жизненно необходимую продукцию, то оказывается невостребованным. Вернемся к никелю и посмотрим еще на один пример, на предприятие в Оренбургской области. Это Южуралникель, который сильно зависит от уровня мировых цен на никель. Часто цены на никель такие, что выгоднее ничего не делать, чем производить. Пока в России не появятся новые производства коррозионностойких сталей, судьба Южуралникеля крайне неопределенна, а аналитики будут гнобить предприятие за высокую себестоимость и неэффективность.
В России заканчивается эпоха управленцев-бухгалтеров. Это такие люди, которые считают, что богатство измеряется цифрами на счете. В России наступает эпоха думающих и ответственных людей. Это такие люди, которые построят новый завод не для того, чтобы на личном счете появились новые деньги, а для того, чтобы сыну было куда пойти работать.
© 2008-2024 Rusmet.Ru Металлургический портал
Металлургический портал Rusmet.Ru является интернет-площадкой для обмена информации и ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за содержание информации оставленной третьими лицами.
Все вопросы и предложения присылайте нам через обратную связь