.

Видео

»

Заявки на покупку

Оставить заявку
Все заявки »

На правах рекламы

Подробнее »

У последней черты

 30 сентября 2013

Рецессия в европейской металлургической отрасли начинает приобретать угрожающие масштабы

/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Почти все ведущие сталелитейные компании Европы в настоящее время несут серьезные финансовые потери, регулярно объявляют о сокращении мощностей и массовых увольнениях на своих предприятиях. Пока что, как представляется, разработанный Европейской комиссией в интересах спасения металлургии Евросоюза Steel Action Plan («План действий по стали») не дает каких-либо видимых и существенных результатов.

Низкий спрос

Главная причина всех неурядиц в металлургическом секторе Европы – это стремительное падение спроса на сталь на континенте после начала мирового кризиса в 2008 году. С тех пор спрос на стальную продукцию на европейском рынке упал на 30%. Никаких признаков, что эта тенденция в ближайшее время претерпит какие-либо существенные изменения и станет двигаться в противоположном направлении, пока не наблюдается.

Так в первом полугодии 2013 года спрос на сталь в странах Европейского Союза, по данным Адитья Миттала, финансового директора крупнейшей в мире металлургической компании Arcelor Mittal, снизился на 5,7%. Вследствие уменьшения потребления металла в ЕС в последние годы возник значительный объем избыточных металлургических мощностей. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в настоящее время они фактически на треть превосходят спрос на сталь в странах региона. По оценкам специалистов австрийской компании Voestalpine, сегодня большинство европейских металлургических компаний вынуждены продавать прокат по ценам ниже себестоимости.

Снижение спроса на стальную продукцию в Европе произошло, главным образом, вследствие резкого падения активности со стороны двух главных клиентов металлургической отрасли – строительства и автомобильной промышленности. Причем, это снижение является не только следствием экономического кризиса, но и результатом политики жесткой экономии, проводимой в ЕС.

Так, портфель заказов на строительные объекты в Южной Европе фактически пуст. В прошлые годы многие заказы исходили от государства и финансировались из государственного бюджета. Приверженность политике строгой экономии означает, что приток этих инвестиции во многих европейских странах практически прекратился. По состоянию на июнь текущего года объемы строительных работ в строительном секторе Польши упали на 16,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в Португалии – на 12%, Словакии – на 10,7%, Чехии – на 9,8%. В общей сложности строительная активность за указанный выше период существенно сократилась в десяти странах ЕС и незначительно выросла лишь в трех государствах Европейского Союза.

Не лучше обстоят дела и в автомобильной отрасли Европы. По оценкам Джонатана Поскитта, аналитика LMC Automotive – автомобильного подразделения консалтинговой компании LMC, после наметившегося было незначительного роста продаж автомобилей во втором квартале текущего года реализация машин в августе вновь упала на 5,3% – от 666,3 тыс. в августе 2012 года до 631,2 в августе текущего года. По данным аналитика, западноевропейский рынок автомобилей (11,4 млн. авто в год) закончит текущий год в минусе: будет произведено на 3,5 млн. машин меньше, чем в предкризисном 2007 году. Незначительное улучшение ситуации в европейской автомобильной промышленности, как прогнозирует Поскитт, может произойти не ранее следующего года. Продажи автомобилей снизились даже в таких успешных «автомобильных» странах, как Германия (-6,6% по сравнению с прошлым годом) и Франции (-9,9%). По данным Европейской ассоциации автомобильных компаний (ACEA), в прошлом году продажи автомобилей в ЕС упали до самого низкого уровня после 1995 года.

На фоне этих безрадостных цифр и серьезных убытков европейский сталелитейный сектор готовится к реализации массовой программы отраслевой реструктуризации, которая напрямую предусматривает сокращение рабочих мест, зарплат и социальных пособий работников металлургической промышленности. Так, крупнейшая корпорация Arcelor Mittal уже закрыла заводы в Бельгии, Франции и Испании, а теперь собирается остановить доменные печи в Льеже – на одном из старейших и крупнейших металлургических предприятий Европы.

Еще один кандидат на полную остановку производства и выход с рынка – крупнейший в ЕС меткомбинат Ilva, расположенный в южной Италии в городе Таранто. Правда, по состоянию на сегодняшний день здесь все еще продолжают функционировать две доменные печи из пяти несмотря на тянущийся уже более года экологический скандал вокруг этого предприятия. В середине сентября текущего года руководство компании Riva, которая контролирует завод Ilva, заявило о планах повторного запуска в эксплуатацию в конце октября текущего года третей доменной печи производительностью 2 млн. т в год, что даст возможность довести общую годовую мощность предприятия до 7,5 млн. т. Между тем, арест активов грозит сегодня не только самой Ilva, но также компаниям Taranto Energia и Ilva Servizi Marittimi, которые обеспечивают металлургический завод энергией, а также предоставляют услуги по портовым погрузочно-разгрузочным операциям и морским перевозкам.

Еще одна итальянская металлургическая компания Riva Acciaio в северной Италии (тоже принадлежит Riva) в середине сентября текущего года полностью прекратила свои операции и отправила домой 1,4 тыс. рабочих. Произошло это после того, как активы Riva Acciaio были заморожены, а банковские трансакции заблокированы в свете выдвинутых семье Рива обвинений, касающихся завода Ilva. Остановка завода Riva Acciaio, который производит около 1,5 млн. т длинномерной стальной продукции в год, по мнению Всеобщей Конфедерации Промышленности Италии (Confindustria) окажет крайне негативное влияние на итальянских производителей стали.

Немцы на распутье

Серьезные изменения происходят в двух ведущих металлургических компаниях Германии ThyssenKrupp и Salzgitter. Так, в ThyssenKrupp (численность персонала по всему миру – 150 тыс. человек) уже заявили, что из 28 тыс. рабочих и служащих, работающих в Европе, в ближайшее время будет сокращено около 4 тыс. В третьем квартале текущего финансового года (апрель – июнь) чистые убытки ThyssenKrupp составили 362 млн. евро, а отношение долга к акционерному капиталу выросло от 148,2% во втором квартале финансового года до 185,7% к концу июня (для сравнения, у Arcelor Mittal оно составляет лишь 31%).

Конечно, в какой-то мере «разрулить» сложную финансовую ситуацию в ThyssenKrupp могла бы продажа компании Steel Americas (два завода, один в Бразилии, другой – в США), в которую немцы вложили уже более 12 млрд. евро. Этот актив приносит ThyssenKrupp одни убытки, и его цена уже уменьшилась с 7 млрд. до 3,4 млрд. евро, а некоторые эксперты прогнозируют, что она может упасть еще ниже, до 2.3 млрд. евро.

Заинтересованность в покупке Steel Americas уже длительное время проявляет бразильская корпорация Companhia Siderúrgica Nacional (CSN) – второй по величине производитель листовой стали в Бразилии. Но бразильцы хотят купить оба завода ThyssenKrupp и, по последней информации, пригрозили немцам вообще выйти из сделки, если последние не включат в нее американское предприятие. По мнению ряда аналитиков, на самом деле покупка корпорацией CSN принадлежащего ThyssenKrupp бразильского завода CSA по производству слябов (5 млн. т в год) даст CSN возможность увеличить свои портовые и сталелитейные мощности, но эти выгоды теряют всякий смысл без прокатного завода в Алабаме, откуда листовая сталь поступает американским производителям автомобилей. «Без завода в Алабаме нам эта сделка совершенно не интересна», – заявил по этому поводу представитель CSN.

Не лучшим образом обстоят дела и у второго по величине немецкого производителя стали Salzgitter AG: здесь ожидают, что потери компании до вычета налогов в 2013 году составят, по меньшей мере, 400 млн. евро из-за падения спроса на стальную продукцию в Европе. В связи с этим, Salzgitter приняла решение пересмотреть свою бизнес-стратегию с учетом продолжающегося структурного кризиса в европейской металлургической отрасли. Кроме того, в компании планируют уволить в ближайшее время не менее 1,5 тыс. работников «в связи с реструктуризацией бизнес-деятельности».

По признанию специалистов Salzgitter, убытки сегодня несут все подразделения корпорации. Особенно тяжелая ситуация сложилась в подразделении Peiner Träger GmbH (PTG), специализирующемся на выпуске стальных балок. Даже несмотря на проведенную здесь реструктуризацию прогнозы по части получения этой компанией приемлемых прибылей на ближайшую перспективу остаются неудовлетворительными.

Не лучше обстоят дела и у производителей труб большого диаметра, входящих в группу Salzgitter. У них просто отсутствуют заказы на эту продукцию, поскольку сегодня в глобальном масштабе не реализуются сколь либо заметные и крупные проекты с применением труб большого диаметра. Поэтому в некоторых трубных подразделениях Salzgitter введен сокращенный рабочий день. Этот режим, как утверждают в компании, сохранится, по всей вероятности, до конца текущего года.

В связи с рецессией на автомобильном рынке Франции серьезные трудности испытывает ведущий европейский производитель труб из прецизионной стали Salzgitter Mannesmann Precision Group (еще одно трубное подразделение Salzgitter), который в настоящее время тоже проводит комплекс мер по реструктуризации своего бизнеса.

В целом, как отмечают европейские аналитики, настроения в большинстве металлургических компаний Европы сегодня в основном пессимистические. По мнению их представителей, исходя из нынешнего состояния европейской экономики, для возобновления роста спроса на стальную продукцию на континенте пока что нет никаких предпосылок. Некоторые аналитики осторожно прогнозируют, что возможная стабилизация экономической ситуации в ЕС может произойти в следующем году, что, возможно, даст надежду на окончание рецессии в сталелитейном секторе.

 

По материалам Platts, LMC Automotive, Reuters, AFP, Steelonthenet, SteelOrbis


Источник: Rusmet.ru





array(0) { }