/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Три десятилетия тому назад в Запорожье родился почин «Ручной труд на плечи машин», который быстро распространился по территории Советского Союза. На каждом предприятия тогда можно было увидеть плакаты с этим лозунгом, а в газетах прочитать, как он реализуется на практике. Учитывая, что в то время тунеядство каралось законом, а о безработице известно было лишь, как о пережитке капиталистической системы, советские люди с радостью приобщались к модернизации и автоматизации производства. Сегодня на родине почина люди более всего опасаются потери работы, закрытия предприятий или сокращения штатов. И опасения эти не безосновательные.
Обещанного три года ждут
С 1 декабря приостановил свою работу Запорожский завод ферросплавов. Впрочем, это не стало неожиданностью для горожан. И дело здесь не в сплошной автоматизации или роботизации, а в тарифах на электроэнергию. До выборов была договоренность, что предприятие все-таки получит требуемый тариф в 6 центов за киловатт-час, который позволил бы выпускать конкурентоспособную продукцию. Тогда даже начался набор рабочих в остановленные цеха. Но сроки введения льготного тарифа опять были перенесены, набор прекратился, и часть предприятия вновь остановилась.
Вот как поясняет ситуация председатель правления ЗЗФ Павел Кравченко: «Несмотря на прямое указание президента, несмотря на два решение Кабмина и множество совещаний, на которых приняли решение о необходимости поддержки ферросплавной отрасли и предоставлении ферросплавщикам тарифа, аналогичного тому, по которым электроэнергия поставляется на экспорт – нашим конкурентам, никаких конкретных шагов сделано не было. В итоге, мы после работы в октябре-ноябре себе в убыток (его сумма составила около 2 млн. евро), с 1 декабря были вынуждены остановить производство, потому что в ситуации, когда доля электроэнергии в себестоимости продукции достигает 45%, наша продукция просто не может быть конкурентоспособной. Пока мы отправили часть людей на простой, часть перевели на сокращенную рабочую неделю, еще часть задействована на обслуживании печи, которую мы оставили в работе, поскольку ее остановка чревата экологическими последствиями. Пытаемся найти пути сохранения коллектива профессионалов, которые работают на заводе, потому что под угрозой сокращения оказались более 2 тысяч человек, за каждым из которых стоят семьи».
Руководитель завода и его подчиненные ждут очередного решения о выполнении обещанного. Интересы ферросплавщиков поехали отстаивать в Киев первые лица области. В принципе, люди находятся в ожидании, не заботясь о добычи средств на пропитание. Им выплачивается три четверти заработка.
Но тревога все же остается. Как-никак, а соседский алюминиевый комбинат так и не восстановил производство из-за тех же тарифов на электроэнергию. И главы государства, и все премьеры обещали решить вопрос с тарифами, но оказались бессильными. Или же голословными. Вот и волнуются ферросплавщики, не последуют ли они следом за коллегами с алюминиевого.
Там сейчас прокатывают получаемые из России слитки, а производство первичного алюминия уже похоронено. Надо возводить новые цеха с современным оборудованием. Владелец – российская группа «Русал» – не против возвести новое производство в два раза мощнее существующего, но под гарантии «европейских» тарифов на электроэнергию. А их-то давать никто и не собирается. Пока. Так как комбинат было решено вернуть государству за невыполнение приватизационных обязательств. Юристы опротестовывают это решение, поскольку нынешний владелец не давал никому никаких инвестиционных обязательств, получив предприятие в наследство вместе с «Суалом». В общем, дело запутанное с юридической точки зрения, но по-житейски вполне понятное.
Не менее острая ситуация и на Стахановском заводе ферросплавов, где предприятие является градообразующим. Требования ферросплавщиков к энергетикам выглядят вполне разумными – обеспечить их электроэнергией по тарифам, аналогичным экспортным, которые на 30-40% дешевле, чем для своих предприятий.
Всё громче звучат предположения, что Запорожский ферросплавный специально банкротят перед его вероятной продажей. В числе покупателей значится Ринат Ахметов, в технологической цепочке которого не хватает лишь ферросплавной составляющей. Ну, а его бизнес напрямую связан не только с металлургией, но и энергетикой. Из семи украинских энергогенерирующих компаний, исключая НАК «Энергоатом», Ахметову принадлежат пять, а две оставшиеся им полностью контролируются.
Правда, на предприятиях, входящих в сферу влияния «Метинвеста», не так остро стоят вопросы сокращения персонала. Несмотря на проводимую на них модернизацию и автоматизацию, опытным персоналом не разбрасываются. Но реорганизация, безусловно, происходит. Так, например, приняв дела на «Запорожстали», новый руководитель Ростислав Шурма отметил, что на комбинате раздут управленческий штат, много разных замов у руководителей далеко не высшего звена. Но рабочие специальности пока не трогают.
Впрочем, сокращение – это крайняя мера. В период начавшегося кризиса коллективы работали по сокращенной рабочей неделе, с неоплачиваемыми отпусками, урезанием премиальных. В общем, находились механизмы для удержания персонала и экономии фонда заработной платы. Да и профсоюз по возможности пытался отстоять права работников. Ведь после роспуска сложного металлургического производства вновь собрать эффективно работающий коллектив будет трудно и затратно. На алюминиевом это уже вряд ли будет возможно, вот и не заинтересовано руководство ферросплавных предприятий доводить до такой ситуации кадровую проблему.
А что профсоюзы?
Четвертого декабря профком меткомбината «Арселор Миттал Кривой Рог» провел акцию протеста с требованиями отменить приказы, предусматривающие сокращение штатной численности работников, и немедленно укомплектовать штат предприятия в соответствии с научно-обоснованными нормативами численности.
Протестующие отправили письма во все органы власти с надеждой прекратить сокращения. На что получили ответ руководства, что «ориентируясь на тот объем и сортамент продукции, которые предприятию необходимо будет произвести в соответствии с рыночным спросом, нужно определить оптимальную численность персонала для выполнения производственных задач – не больше и не меньше. Однако говорить о каких-либо масштабных сокращениях в данной ситуации абсолютно некорректно, поскольку в ПАО «Арселор Миттал Кривой Рог» из 38267 должностей сокращению будет подлежать 446, что составляет 1% от их общего количества. Процесс высвобождения сотрудников в ПАО «Арселор Миттал Кривой Рог» будет происходить прозрачно, в тесном взаимодействии с профсоюзным комитетом, с соблюдением всех норм действующего законодательства, а также социальных гарантий, которые существуют на предприятии. В частности, работникам, чьи должности попадут под сокращение, будут предложены возможности перевода на другое место работы в ПАО «Арселор Миттал Кривой Рог» в рамках действующего законодательства…».
Из чего вполне конкретно вытекает, что сокращения все-таки будут, и от них никуда не деться. В кризисное время интересы акционеров все более расходятся с интересами даже топ-менеджмента предприятий, не говоря уже о самих металлургах. Ситуация требует поиска компромиссов, как это происходит на заводе «Днепроспецсталь», где планировалось сокращение 1591 человека. После переговоров с профсоюзами удалось найти компромиссное решение на увольнение 700 заводчан, т.е. почти вдвое меньше.
Но ведь за каждым человеком еще стоят и семьи. Поэтому и тревожат людей слухи о возможных закрытиях производств или смене собственников, что также может привести к непрогнозируемым решениям. Металлургам же нужна стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Как было во времена разнообразных починов.
© 2008-2024 Rusmet.Ru Металлургический портал
Металлургический портал Rusmet.Ru является интернет-площадкой для обмена информации и ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за содержание информации оставленной третьими лицами.
Все вопросы и предложения присылайте нам через обратную связь