.

Видео

»

Заявки на покупку

Оставить заявку
Все заявки »

На правах рекламы

Подробнее »

«Восходящая звезда Южной Африки»

 05 декабря 2012

Крупные мировые горнодобывающие и металлургические компании заинтересовались Мозамбиком

/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Первые шаги в создании горнодобывающей и металлургической промышленности получившего в 1975 году независимость Мозамбика были сделаны в начале 2000-х годов. К тому времени в стране завершилась длившаяся более 16 лет гражданская война. И если в строительстве современных сталелитейных предприятий Мозамбику особых успехов пока достичь не удалось, то в развитии национальной горнорудной промышленности на сегодняшний день достигнуты более чем весомые результаты. «Восходящая звезда Южной Африки», как называют сегодня Мозамбик многие эксперты, становится одним из поставщиков угля и железной руды для ведущих мировых металлургических гигантов.

Благоприятные факторы

В последние годы ряд крупных горнорудных (Vale, Rio Tinto, Beacon Hill Resources, Ncondezi Coal, ENRC) и металлургических компаний (ArcelorMittal, Tata Steel, Posco, Nippon Steel, Jindal Power & Steel) предпринимали весьма активные шаги по получению доступа к богатым месторождениям угля и железной руды в этой стране. Этому способствуют несколько следующих факторов, положительно влияющих на инвестиционный климат Мозамбика:

·                 Благоприятная экономическая обстановка в стране. Ежегодные темпы роста экономики Мозамбика в среднем превышают 6%, а экономические преобразования, проведенные в соответствии с рекомендациями МВФ и Всемирного банка, способствовали снижению инфляции до менее 10%.

·                 Политическая стабильность и отсутствие опасности новой гражданской войны в совокупности с развитием демократических процессов.

·                 Упрощение бюрократических процедур для инвесторов и совершенствование инфраструктуры.

·                 Реструктуризация банковского сектора: правительство Мозамбика разработало и внедряет комплекс мер для развития системы частных банков.

·                 Упрощение системы регулирования бизнеса и выгодные ставки налогов. На сегодняшний день в Мозамбике приватизированы самые прибыльные предприятия, от 51 до 80% акций в них принадлежит иностранным вкладчикам.

В правительстве Мозамбика отлично понимают, что становление и развитие национальной металлургии является важнейшим стимулом для экономического роста государства в целом. Тем более, что в стране для этого есть все условия, в частности, месторождения угля, железной руды, свободные территории, на которых можно строить сталелитейные заводы, водные транспортные артерии, дешевая рабочая сила и др.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что еще в начале прошлого десятилетия к Мозамбику стали проявлять интерес крупнейшие металлургические компании мира. К примеру Arcelor Mittal через свое южноафриканское подразделение Mittal Steel South Africa в 2006 году подписала в столице Мозамбика Мапуту соглашение о намерении приобрести за $11,4 млн. не работающие прокатное предприятие CSM и проволочно-волочильный завод Trefil. На этих объектах Mittal Steel South Africa намеривалась наладить производство арматуры, проволоки и гвоздей для строительной отрасли Мозамбика и соседних стран. Проект так и не был реализован из-за экономического кризиса 2008 года.

Амбициозные планы в отношении Мозамбика вынашивал и американский энергетический концерн Enron. В мае 2001 года между руководством Enron и властями страны было подписано соглашение о реализации проекта Maputo Iron & Steel. Он предусматривал строительство в районе города Мапуту современного металлургического комбината мощностью 1 млн. т стали в год и стоимостью порядка $1 млрд. Однако после краха корпорации Enron этот проект был свернут. О нем власти Мозамбика вспомнили лишь в 2008 году, пообещав в конце того же года реанимировать эту программу совместно с правительством ЮАР. Впрочем, обещания эти не выполнены и по сей день по причине отсутствия инвестора, готового профинансировать данный проект.

Куда успешнее и эффективнее идут дела в горнорудной отрасли. Мозамбик обладает крупными запасами угля, в частности, в угольных бассейнах Moatize и Mucanha-Vuzi в северо-западной провинции Тете. Эти запасы, по разным оценкам, составляют от 1 млрд. до 2 млрд. т в бассейне Moatize и порядка 3,6 млрд. т – в Mucanha-Vuzi. В последнее время, по данным мозамбикского Центрального банка (Bank of Mozambique), уголь занимает вторую строчку после алюминия в списке главных экспортных товаров этой страны, а в ближайшее десятилетие национальные мощности по добыче угля могут достигнуть 100 млн. т в год.

В настоящее время, по данным специалистов, в угольной промышленности Мозамбика можно выделить, по меньшей мере, шесть проектов с участием крупных сталелитейных и горнорудных компаний. Так, бразильская Cia Vale do Rio Doce (Vale) получила разрешение на разработку месторождения Moatize еще в 2008 году. Vale планирует вложить до конца 2014 года порядка $2,1 млрд. на реализацию второй очереди проекта, что позволит удвоить производительность и довести ее до 22 млн. т в год, из которых 17 млн. т составит коксующийся уголь, а 5 млн. т – энергетический.

Первая очередь принадлежащего Vale угледобывающего предприятия Moatize мощностью 8,5 млн. т коксующегося и 2,5 млн. т энергетического угля и стоимостью $1,66 млрд. вступила в строй в конце прошлого года и произвела в 2011 году 620 тыс. т продукции. По данным местного министерства планирования и развития, именно Бразилия является на сегодняшний день крупнейшим зарубежным инвестором Мозамбика.

Австралийская корпорация Rio Tinto через свое подразделение Rio Tinto Mozambique ведет разработку в том же угольном бассейне Moatize месторождения Benga. Добыча угля официально была начата в мае 2012 года. Rio Tinto владеет 65% акций Benga Mine, а остальные 35% принадлежат индийской Tata Steel. Последняя планирует отгружать качественный коксующийся уголь из Benga Mine в адрес своего европейского меткомбината Tata Steel Europe, причем по ценам ниже рыночных. Некоторая часть угля пойдет также на нужды предприятий Tata Steel в Индии.

Запасы угля в месторождении Benga оцениваются примерно в 4 млрд. т, из которых около 1 млрд. т уже идентифицированы. В конце июня текущего года Rio Tinto отгрузила с Benga Mine в адрес индийских меткомбинатов первую партию коксующегося угля в объеме 34 тыс. т. «Это важный момент в развитии наших угольных ресурсов в Мозамбике, что еще более укрепит реноме нашей компании как ведущего поставщика коксующихся углей на мировом рынке», – отметил по этому поводу глава Rio Tinto Energy Дуг Ритчи. По его словам, угольный бассейн Moatize является одним из наиболее перспективных в мире, поэтому Rio Tinto в настоящее время ведет переговоры с правительством Мозамбика на предмет создания необходимой инфраструктуры для доставки угля от шахты в морской порт.

Новый альянс, новые проекты

Тем временем, в октябре текущего года Акио Мимура, член правления нового японского металлургического альянса в составе Nippon Steel и Sumitomo Metal Corporation (NSSMC) презентовал в Мозамбике в рамках работы японско-мозамбикского политического и экономического диалога проект разработки месторождения коксующегося угля Revuboe в провинции Тете.

По оценкам экспертов, запасы высококачественного коксующегося угля составляют здесь ориентировочно около 1,07 млрд. т, а планируемая ежегодная добыча коксующегося и энергетического угля будет составлять порядка 5 млн. и 3 млн. т соответственно. Добычу угля на месторождении Revuboe японцы намерены начать в конце 2014-го – начале 2015 года; пока же Nippon Steel и Sumitomo Metal закупают уголь с разреза Moatize, принадлежащего бразильской компании Vale.

В ноябре текущего года к добыче коксующегося и энергетического угля на месторождении Moatize приступила и индийская металлургическая компания Jindal Steel & Power (JSPL). Первые экспортные поставки мозамбикского угля JSPL планирует осуществить уже в январе 2013 года. Первоначально, как утверждают индусы, отгрузки угля составят порядка 1,3 млн. т в год, однако уже через три-четыре года этот показатель должен возрасти до 10 млн. т. JSPL планирует подсоединить свою шахту к железнодорожной ветке Sena, которую используют горнорудные корпорации Vale и Rio Tinto для транспортировки угля в мозамбикский порт Бейра.

Между тем, Jindal Steel намерена заниматься в Мозамбике реализацией не только горнорудных проектов. В настоящее время руководители индийской компании ведут переговоры с представителями правительства Мозамбика о строительстве интегрированного металлургического комбината недалеко от угольного предприятия JSPL в мозамбикской провинции Тете. По данным Манойя Гупты, главы мозамбикского представительства Jindal Steel, бюджет и планы возведения нового завода пока еще окончательно не утверждены, однако предусматривается, что львиная доля его продукции пойдет на экспорт. Кроме того, Jindal Steel намерена активно участвовать в реализации инфраструктурных проектов на территории Мозамбика (строительство железных дорог, речных и морских транспортных артерий, портов и др.).

Подобные проекты реализуют в настоящее время бразильская Vale и казахская Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC). Казахи, в частности, занимаются проектированием и строительством новой железнодорожной ветки из богатой углем провинции Тете в порт Накала. Реализацию этого проекта планируется завершить к 2016 году. Пока что ENRC ведет проектные работы, а начать прокладку новой железнодорожной линии на местности предполагается в первом квартале 2014 года. Пропускная способность этой ветки и порта Накала составит на начальном этапе 40 млн. т угля в год и может быть в дальнейшем увеличена до 60 млн. т в год.

По оценкам специалистов, одним из крупнейших неразработанных угольных месторождений мира является угольный бассейн Zambezi в той же мозамбикской провинции Тете, где добычей угля намерена заняться компания Ncondezi, штаб-квартира которой расположена в Великобритании. Запасы угля в Zambezi, по предварительным данным, составляют около 4,7 млрд. т. Проект Zambezi компания планирует реализовать в два этапа: на первом предусматривается производить 4 млн. т энергетического угля (2 млн. т пойдут на экспорт, остальные 2 млн. – для загрузки тепловой электростанции), а на втором этапе предполагается расширить мощности до 10 млн. т, в том числе 5 млн. т коксующегося угля. Начать производство на руднике Zambezi компания Ncondezi планирует во второй половине 2015 года.

Ncondezi уже подписала в мае текущего года рамочное соглашение с правительством Мозамбика на разработку месторождения Zambezi и в настоящее время ведет поиск стратегического партнера для реализации этого проекта. В качестве финансового консультанта этим занимается британский Standard Chartered Bank, а поиск партнеров ведется, главным образом, в Индии и Восточной Азии, где высока заинтересованность в поставках угля из Мозамбика. Кроме разработки собственно месторождения Zambezi, проект предусматривает также строительство с нуля новой железнодорожной ветки и порта.

Наконец, австралийская горнорудная компания Beacon Hill Resources, специализирующаяся на поставках коксующегося угля, анонсировала завершение второй фазы расширения своего предприятия Minas Moatize в Мозамбике к началу 2013 года. Это даст возможность увеличить мощности по добыче угля на 1,8 млн. т. Кроме того, во второй половине текущего года австралийцы доработали проект реализации третьей фазы расширения Minas Moatize, что позволит увеличить производительность еще на 4 млн. т в год. По данным Джастина Льюиса, председателя правления австралийской компании, одним из главных вопросов для Beacon Hill Resources в настоящее время является прокладка железнодорожной ветки для соединения Minas Moatize с национальной ж/д магистралью Sena для «увеличения экспортных возможностей Beacon Hill Resources».

В последние годы в Мозамбике активизировались работы и по добыче железной руды. Преуспела здесь, прежде всего, горнодобывающая компания Baobab Resources (мозамбикское дочернее подразделение австралийской горнорудной корпорации Baobab Mining Services), которая строит железорудный комбинат в провинции Тете. Запасы железной руды здесь оцениваются примерно в 750 млн. т. Baobab Resources рассматривает различные сценарии использования железной руды для производства на месте 1 млн., 2 млн. или максимально 4 млн. т чугуна в год.  

По материалам Mining Weekly, Mining Journal, Business Standard, Engineering News, Business Line, Steel Orbis, Japan Times, nssmc.com, «Металлоснабжение и сбыт», «Металл-курьер», «Укррудпром»


Источник: Rusmet.ru





array(0) { }