/Rusmet.ru, Галина Резник/ Занятно, что такой разброс в прогнозах получается на основе одних и тех же предпосылок – просто специалисты по-разному оценивают степень влияния на рыночную ситуацию некоторых факторов. Так, сейчас корпорации Vale, Rio Tinto и BHP Billiton реализуют масштабные проекты расширения добывающих мощностей. Параллельно увеличивают производство меньшие по величине компании ‒ преимущественно, в Австралии и странах Африки. Однако в отношении будущего спроса ситуация далека от определенности. Сейчас ситуация в западных странах более или менее предсказуема. Процесс закрытия сталелитейных заводов пошла на спад: те европейские предприятия, которые имело смысл остановить, уже остановлены. Соответственно, изменилась глобальная система поставок железной руды – часть из них переадресована в другие регионы. Понятно, что пока Европа не выйдет из рецессии, спрос на этом рынке будет минимальным.
А вот с Китаем ситуация иная. Прогнозировать ее намного сложнее, а ведь именно от развития событий в этой стране, которая является крупнейшим в мире импортером железной руды, зависят тенденции на глобальных сырьевых рынках. Китай обеспечивает более чем две трети мирового спроса на товарное ЖРС, хотя и резко уменьшил его потребление во втором полугодии 2011 года. Этот спад обусловлен сокращением объемов производства стали, что связано со снижением потребления на внутреннем рынке. Правда, по данным China Iron and Steel Association, несмотря на этот спад, выплавка за 2011 год достигла 683 млн. т, увеличившись на 8,8% по сравнению с 2010-м.
Соответственно, растет и импорт железной руды. В прошлом году он увеличился на 10,9%, до 686 млн. т. При этом, чтобы снизить ценовый диктат крупнейших поставщиков – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton – китайские компании продолжают наращивать свои доли в зарубежных месторождениях. Поставки с этих активов составили 150 млн. т в 2010 году, а затем увеличились на 30 млн. т в 2011-м. Кроме того, в Китае быстро увеличиваются объемы внутренней добычи. В 2011 году ее прирост составил 27,2% или 283 млн. т. В результате прошлогодний объем производства местной руды составил 1,323 млрд. т. При этом, добыча продолжает расширяться: постепенно вступают в строй мощности, строительство которых началось в 2008 году (обычно продолжительность реализации таких проектов составляет 2-3 года).
Однако руда на китайских месторождениях, в основном, бедная, а себестоимость добычи значительно выше, чем в Австралии и Бразилии. Поэтому обычно производственные затраты таких маргинальных поставщиков служат ориентиром в ценообразовании для крупных производителей. Если цена приближается к этим затратам, китайские горнорудные компании останавливают свои предприятия, а когда она ощутимо превышает их, маргинальные производители возвращаются на рынок. По оценкам CIBC, основанным на реакции китайских маргинальных поставщиков на импорт, сейчас их производственные затраты выросли от $90 до примерно $100 на т.
Таким образом, нижний предел цен определен: если они станут меньше $100, то на рынке возникнет дефицит, и руда, разумеется, подорожает. С верхним пределом сложнее – здесь все зависит от спросовых тенденций, а они определяются уровнем потребления стали в Китае, который, в свою очередь, связан с экономической ситуацией. Сейчас эффект от макроэкономического регулирования, цель которого – обеспечить «мягкую посадку» перегретой экономики, продолжает ощущаться довольно сильно, поэтому спрос и цены на сталь пока остаются на низком уровне. Поэтому на сегодняшний день большинство экспертов говорят, что в первом полугодии цены на железную руду могут еще снизиться от нынешних $135-140 за т FOB Австралия (для 62,5%-ного материала), но допускают их рост во втором полугодии.
Тем не менее, понятно, что все будет зависеть от экономической политики правительства, а вот ее предсказать весьма непросто. Дело в том, что в текущем году нынешние китайские лидеры уступят свои кресла преемникам, а те не спешат обнародовать свою экономическую программу. Ожидается, что вместо уходящего в отставку Ху Цзиньтао председателем КНР станет нынешний вице-президент Си Цзиньпин, который уже совершает «тронное» турне, посещая важнейших торговых партнеров. В частности, в феврале он нанес визит в США и выступил на бизнес-форуме в Лос-Анджелесе перед топ-менеджерами американских компаний, которые стремятся откусить по кусочку «китайского пирога». На этом представительном форуме Си Цзиньпин заявил: «2012 год будет решающим для выполнения 12-го пятилетнего плана. Китайская экономика продолжит стабильный рост… и «жесткой посадки» не будет». Эту общую декларацию он дополнил сообщением, что правительство намеревается стимулировать внутренний спрос, импорт и внешние инвестиции, направленные, в частности, в США.
С тем, что «жесткой посадки» не будет, согласны и эксперты МВФ. В своем последнем прогнозе развития китайской экономики, обнародованном 6 февраля, Фонд утверждает, что китайский ВВП вырастет на 8,25% в 2012 году, причем к концу года рост ускорится, так что в 2013-м подъем составит уже 8,75%.
Однако специалисты Мирового банка, которые в содружестве с Development Research Center китайского Государственного совета подготовили прогноз «Китай-2030», считают, что если новые лидеры немедленно не проведут необходимые реформы, экономический подъем затормозится, причем – резко и без предупреждений. В этом случае, Китай угодит в так называемую «ловушку среднего дохода», в которую попали Бразилия и Мексика. Речь идет о резком торможении экономики быстро развивающихся стран, когда их доходы достигают определенного уровня. По прогнозу Мирового банка, китайская экономика вырастет не более чем на 8% в 2012 году, а в 2013-2016 годах скорость подъема будет составлять 6,6%.
Вероятно, именно с этими различиями экономических прогнозов связан и разброс в прогнозах цен на железную руду. Безусловно, оказывает влияние на предсказания и корпоративная лояльность экспертов, которая подталкивает их к созданию того или иного мнения на рынке. При этом характерно, что все они избегают говорить об экономических перспективах Китая, хотя и учитывают их при построении прогнозов в части будущего спроса.
Сравнительно независимые эксперты канадской AME Group считают, что в 2012 году глобальный спрос на железную руду увеличится на 4%. По их мнению, основную часть этого прироста обеспечит Азия, но ожидается также некоторое оживление в Северной Америке и Европе. Специалисты канадской CIBC полагают, что оценки АМЕ для западных стран излишне оптимистичны, а для Азии – слишком консервативны, тем не менее, они согласны с этим прогнозам по миру в целом.
По прогнозу AME, в 2012-2013 годах напряженность с поставками сохранится, поскольку рост объемов добычи происходит синхронно с увеличением спроса, но не опережает его. А в 2013 и 2014 годах цены на железную руду будут на уровне $125 за т FOB Бразилия, приближаясь к затратам китайских маргинальных производителей, которые, как ожидается, будут составлять $100-120 за т.
Предсказания CISA иные. По мнению экспертов Ассоциации, спрос на руду будет сокращаться, и цены на импорт снизятся до $110 за т и ниже. Вице-председатель CISA Вон Сяоки заявил: «Цены на железную руду вступили в период снижения. На это ясно указывает недавний резкий спад». При этом, в Китае за ближайшие пять лет появится много новых добывающих предприятий: совокупные запасы проектов, которые сейчас находятся на разных стадиях продвижения, составляют около 100 млрд. т. Конечно, отнюдь не все они будут реализованы, тем не менее, часть из них в ближайшие годы вступит в строй.
Правительство прилагает серьезные усилия к консолидации горнорудной отрасли, стандартизации порядка добычи и к закрытию нелегальных добывающих предприятий и обогатительных фабрик. В настоящее время сталелитейным компаниям предоставлен приоритет в разработке новых месторождений. Власти заявляют, что подконтрольные правительству ресурсы должны поставляться, в первую очередь, металлургическим заводам. Кроме того, ожидается, что правительственное регулирование сталелитейной отрасли приведет к снижению скорости расширения ее мощностей. В частности, China Mining Association предсказывает, что в 2012 году потребление стальной продукции в Китае увеличится на 4%, до 700 млн. т, а совокупный спрос на железную руду составит 1,182 млрд. т.
С другой стороны, по мнению экономистов Rio Tinto, в 2012 году на рынке железной руды сохранится дефицит несмотря на масштабные расширения, запланированные «большой тройкой» экспортеров. За ближайшие три года эти расширения приведут к увеличению добычи на 300 млн. т (при том, что оборот мирового рынка сейчас составляет около 1 млрд. т), но, по оценкам экспертов Rio Tinto, в ближайшие 8 лет мировой сталелитейной промышленности необходимо, чтобы ежегодно вступало в строй 100 млн. т новых железорудных мощностей: 600 млн. т за 8 лет нужны для удовлетворения растущего спроса, а еще 200 млн. т – чтобы компенсировать потерю поставок с исчерпывающихся месторождений.
Глава железорудного подразделения Rio Tinto Сэм Уолш считает, что проекты небольших железорудных компаний будут, скорее всего, отложены, поскольку им будет крайне трудно раздобыть финансирование. По его словам, банки резко сократили кредитование из-за кризиса в еврозоне и предпочитают поддерживать проекты крупных авторитетных компаний, а не новичков. Более того, как сообщили Reuters источники в отрасли, новичкам будет трудно раздобыть финансирование и в Китае, поскольку инвесторы не желают вкладывать миллионы в небольшие проекты, особенно если руда с этих месторождений будет относительно бедной. Кроме того, будет нарастать дефицит квалифицированной рабочей силы, увеличатся сроки поставок заказанного оборудования и вырастут сроки согласований и утверждения новых проектов.
Эксперты Raw Materials Group тоже пришли к выводу, что в ближайшие несколько лет на рынке железной руды сохранится дефицит. Они объясняют такой прогноз тем, что крупные производители руды могут осуществлять свои планы расширения с большой гибкостью, а значительная часть нынешней железорудной промышленности Китая – примерно 200 млн. т годовой мощности – выпадет с рынка, если цены упадут существенно ниже сегодняшнего уровня. Поэтому в Raw Materials считают, что рынок движется в направлении сбалансированных спроса и поставок, но равновесие может быть достигнуто не ранее 2013 года. Цены будут постепенно снижаться, но останутся достаточно высокими для того, чтобы китайская горнорудная отрасль продолжала функционировать при более низком, но стабильном объеме выпуска. А нижний предел цен для этого составляет $110-120 за т.
По мнению Гэвина Вендта, основателя и главного аналитика по ресурсам сиднейской консалтинговой фирмы Mine Life, цены в 2012 году будут находиться в диапазоне $130-140 за т FOB Австралия. Вендт ссылается на прогноз Мирового банка, обнародованный 18 января, в котором говорится, что китайская экономика в 2012 году вырастет на 8,4%, тогда как мировой показатель составит 2,5%. Отсюда Вендт делает вывод, что «спрос будет достаточно высоким для сохранения цен на стабильном уровне».
© 2008-2024 Rusmet.Ru Металлургический портал
Металлургический портал Rusmet.Ru является интернет-площадкой для обмена информации и ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за содержание информации оставленной третьими лицами.
Все вопросы и предложения присылайте нам через обратную связь