/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Запорожье длительное время было одним из центров титановой промышленности СССР. И все это благодаря титано-магниевому комбинату, который стал первенцем промышленного производства губчатого титана в СССР, и Институту титана, где была сконцентрирована передовая научно-техническая и конструкторская мысль, рождался опыт проектирования титано-магниевых предприятий, различных производств цветной металлургии, важность которых была понятна каждому, кто хоть немного разбирался в развитии индустрии страны.
Энергодолги
С распадом Союза титан уже не стал занимать столь важное место в оборонной сфере и, вообще, в народном хозяйстве Украины. ЗТМК первым попал «под раздачу», решив сменить государственный статус на частный. Не получилось. Комбинат даже останавливался. Пришлось возвращаться в лоно государства, но уже с потерянным имиджем.
Потребность в этом металле и германии (также продукции ЗТМК) на украинском рынке практически сошла на нет. Ориентироваться пришлось на экспорт. Государство вновь взяло стратегический объект под опеку, намериваясь сохранить отрасль и получать дивиденды от экспортных поставок. Для этого необходимо было повысить качество продукции и модернизировать оборудование, чтобы создать новые переделы. Постепенно производство стабилизировалось и вновь приобрело былую привлекательность благодаря растущему спросу на мировом рынке. Разрабатывались программы технического перевооружения, но с 2008 года ситуация усугубилась задолженностями за потребляемую электроэнергию. Эта беда преследует комбинат и сегодня. Хотя решение довольно простое – предоставить предприятию дифтариф, давно уже обещаемый сменяющимися правительствами. Понятно, что за электроэнергию надо платить всем. В том числе и казенным предприятиям. Но и тарифы должны быть разумными, а не ставящими предприятия на грань остановки, как это уже случилось с Запорожским алюминиевым комбинатом.
О критической ситуации, сложившейся сегодня на металлургических предприятиях Запорожья, рассказывалось и в обращении к президенту страны и премьер-министру участников ІV пленума ЦК профсоюзов работников ГМК Украины, прошедшего недавно в Днепропетровске. А в последний день мая в Запорожье на площади около облгосадминистрации состоялся митинг протеста против закрытия предприятий, в котором участвовали не только запорожские металлурги, но и гости с соседних областей, чьи предприятия также ощущают на себе давление со стороны государства и владельцев.
Действительно, большинство металлургических предприятий региона оказались в кризисной ситуации. Причем в то время, когда мировой кризис находится на завершающей стадии. И если предприятия черной металлургии более мобильны в поисках решения проблем, то бывшие лидеры цветной металлургии явно отстают именно из-за проблем с тарифами на электроэнергию. Причем, тарифы эти полностью подвластны украинскому правительству и не зависят от происков внешних факторов. Получается, что проблема выживания этой отрасли чисто внутренняя.
Впрочем, миллиардная задолженность запорожского госпредприятия выглядит незначительной по сравнению с 24 миллиардами, которые Верховный Совет списал предприятиям ТЭК в середине мая. Могли бы и долги запорожских металлургов подключить. Тогда бы и ЗАлК продолжал выпускать алюминий, да и с производством титана ситуация прояснилась бы. Но, очевидно, не судьба. Или время еще не подошло. Хотя недавно комбинат поменял свой казенный статус на «государственное предприятие», тем самым открыв дорогу к приватизации. Впрочем, и к банкротству тоже, так как по закону казенное предприятие нельзя было банкротить. Не успев сменить вывеску, на комбинате стали готовиться к судебным процессам. Кредиторы жаждали получения долгов. С февраля начались судебные заседания. Юридические процедуры занимают много времени. Первое подготовительное заседание суда было первоначально назначено на 10 мая. Но не состоялось – перенесли.
Поэтому на данный момент не известно, получит ли дело о банкротстве комбината развитие или будут найдены другие пути разрешения проблемы. Вряд ли собственник (т.е. государство) станет распродавать свои активы для возмещения исков. Ведь тем ЗТМК и привлекателен, что может выпускать стратегическую для авиакосмической, химической, медицинской и ряда других отраслей продукцию. Причем уже не только титановую губку, но и титановые слитки. Что касается долгов… Еще на начало года размер кредиторской задолженности составлял 596,7 млн. грн., а долги за электроэнергию сегодня уже превысили полмиллиарда.
Банкротство или спасение?
Надо отметить, что в настоящее время на мировом рынке наметилась тенденция к повышению спроса на титановые полуфабрикаты. Конечно, ажиотажа пока не наблюдается, но титановую губку уже спокойно можно реализовывать по цене не ниже $10 за кг. Так зачем же доводить до банкротства запорожский комбинат? А никто его и не банкротит. Таков прогнозируемый ответ от всех заинтересованных лиц. Всё наоборот – комбинат пытаются спасти! Причем, все. И правительство, и менеджмент, и частные промышленно-финансовые группы.
Что же делала власть для спасения титановой отрасли и развития ЗТМК? Прежде всего, использовала проверенный временем надежный способ оказания помощи – обещания. Пообещать и ничего не сделать – это общая черта всех правительств, сменившихся за два десятилетия существования «незалежной» Украины. Поначалу пытались выполнять обещанное, потом – только при условии получения явных дивидендов, далее уже исходя из предвыборной агитации в условиях перманентного избирательного процесса.
Помимо обещаний власти, захотели и реорганизации. Так, еще прежний премьер-министр Юлия Тимошенко поручила министерствам и ведомствам объединить государственные активы титановых предприятий отрасли в ГАК «Титан Украины». В новую компанию должны были войти Иршанский горнообогатительный и Вольногорский горно-металлургический комбинаты, ГАК «Титан», «Сумыхимпром» и Запорожский титано-магниевый комбинат. Процесс затянулся на несколько лет и до сих пор не завершен. Идея, может быть, и не плоха, но для ее реализации необходимо пройти ряд юридических формальностей. В том числе, и смену формы собственности. Что, впрочем, уже и происходит.
Кто же может стать новым владельцем комбината? Например, после прекращения производства кремния на предприятии в 1988 году возникла идея на этой же базе создать новый завод полупроводников. В декабре 2008 года была получена первая продукция из давальческого сырья. Предприятием занимаются братья Клюевы. Надо отдать им должное – это производство оснащается самым современным оборудованием и технологией, а предназначено оно для обеспечения высокотехнологической сферы экономики страны. Понятно, что одному из первых лиц в правительстве не безинтересна судьба и титано-магниевого производства. По крайней мере, Андрей Клюев лучше других осведомлен о ситуации, происходящей на ЗТМК.
Проявляет активность в титановой отрасли и ещё один олигарх – Дмитрий Фирташ. Проблемный банк «Надра», получивший поддержку государства и лично господина Фирташа, заключил договор на услуги по предоставлению кредита ЗТМК. В результате комбинат открыл мультивалютную возобновляемую кредитную линию, эквивалентную сумме 87,57 млн. грн. для пополнения оборотных средств. Выплаты по кредиту составят 12,26 млн. грн.
Кстати, директором ГП «Запорожский титано-магниевый комбинат» в прошлом году был назначен Владимир Сивак, который ранее входил в состав наблюдательного совета ОАО «Крымский содовый завод», принадлежащий группе Ostсhem Дмитрия Фирташа. Ранее управляющая «Крымским титаном», компания Ostchem Ukraine выиграла тендер на поставку 6,5 тыс. т обезвоженного карналлита на титаново-магниевый комбинат. Согласно условиям договора, подписанного 13 января, Ostchem Ukraine обязалась поставить указанный объем сырья на 46,32 млн. грн. до ноября 2011 года. Кроме того, Ostchem Ukraine поставит в адрес ЗТМК хлористый калий на 12,3 млн. грн., до декабря 2011 года.
Таким образом, в действиях украинского «газового» олигарха просматривается заинтересованность в развитии предприятий титановой отрасли. При этом, новое руководство комбината неоднократно заявляло о намерениях увеличения мощностей производства губчатого титана в 2,9-3,8 раза – до 30-40 тыс. т в год. Для этого совместно с Институтом титана ведется проработка технико-экономического обоснования реконструкции титано-магниевого производства ЗТМК, которая направлена на повышение качества продукции и увеличение его рентабельности. По словам гендиректора, при ее реализации выпуск основной продукции к 2015 году возрастет в 13,3 раза. Но для этого нужны деньги, которых у государства нет. В этом случае необходим ответственный инвестор. Вот и получается, что ради этого инвенстора и создаются благоприятные условия для приватизации.
Рейдеры и наука
Но планы реконструкции предприятия могут также оказаться под угрозой. Ибо государственный научно-исследовательский Институт титана сам может стать банкротом. Хотя с точки зрения портфеля заказов никто этого даже не мог предположить. По итогам 2009 года чистая прибыль составила 2 млн. грн. А среднемесячная зарплата достигала около 15 тыс. грн. – выше всех на предприятиях украинского метпрома. В прошлом году 90% всех заказов составляли зарубежные контракты, на счетах было 25 млн. грн. Зато в этом году среднемесячная зарплата снизилась до 6,4 тыс. грн. Такая тенденция началась в августе прошлого года с приходом нового директора, который стал принимать в институт нужных ему людей.
Вероятно выгодное расположение научного учреждения в центре города, наличие собственного опытного производства, базы отдыха, гостиницы и сертификационного центра вдохновили сильных мира сего на приобретение лакомого кусочка, оцениваемого в десятки миллионов долларов. Причем, рейдерство проходит, по мнению сотрудников института, в довольно рискованной и наглой форме. В апреле областное КРУ выявило долг Института титана в 197 млн. грн. перед днепропетровской фирмой «Тулс». Коллектив был просто ошарашен, так как никто никогда о контактах с этой фирмой ничего не слышал, а долговой вексель в $25 млн. никто в глаза не видел. Причем, долг перед фактически не существующей фирмой признал днепропетровский суд.
Все понимают, что рейдерская атака, организованная не без помощи представителей властных структур, направлена лишь на банкротство и передачу института другому собственнику. Возникает опять же вопрос – кому? Чтобы не углубляться в механизм этой атаки на предприятие, отметим только, что в ней участвовали уже имевшие опыт рейдерства люди, связанные с сотрудниками Минпромполитики. Без которого, кстати, нельзя было бы сменить руководство института и не реагировать на возмущенные обращения запорожских ученых-титанщиков.
Многие отмечают здесь стиль работы еще одного миллиардера, связанного с металлургией, а именно, владельца группы «Приват» Игоря Коломойского. Да и загадочный вексель, говорят, был выдан подотчетным ему банком. Какие взаимоотношения между олигархом и Минпромполитики в этом деле, сказать трудно. Но можно предположить, что и вице-премьер Андрей Клюев, и министр промышленной политики Дмитрий Колесников находятся в курсе событий и имеют здесь какой-то общий интерес. Клюев вряд ли будет мешать Фирташу создавать титановый холдинг, а вот Коломойский, прибрав под себя Институт титана, сможет стать с этим активом в ближайшем будущим соучредителем того же холдинга. Впрочем, это пока только предположения. Сегодня же на повестке дня – выживание как комбината, так и института, которые составляют основу титановой промышленности Украины.
© 2008-2024 Rusmet.Ru Металлургический портал
Металлургический портал Rusmet.Ru является интернет-площадкой для обмена информации и ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за содержание информации оставленной третьими лицами.
Все вопросы и предложения присылайте нам через обратную связь