/Rusmet.ru, Ольга Фомина/ Горно-металлургический комплекс (ГМК) относится к ведущим отраслям экономики Украины, поэтому его ускоренная и широкомасштабная модернизация является задачей, без преувеличения, государственной важности. Но повышение конкурентоспособности производства в черной и цветной металлургии за счет технологического обновления, разработки и внедрения высокоэффективных, инновационных энергосберегающих технологий, новых функциональных материалов требуют существенных финансовых вложений, которые не все компании сектора в состоянии самостоятельно осилить.
Проблемы отрасли
По объемам производства стали Украина занимает 8-мое место в мире, а по объемам ее экспорта – 4-тое место. ГМК обеспечивает треть объема промышленного производства в стране, на него приходится свыше 40% валютных поступлений от экспорта, в отрасли заняты около 500 тыс. человек, что составляет 15% от общего количества работающих в национальной промышленности.
Вместе с тем, состояние металлургического комплекса страны продолжает характеризоваться отсталой структурой производства стали (доля мартеновской стали в общем объеме выплавки по итогам 2009 года составляет 26,3%, что является самым высоким показателем в мире), низкой долей непрерывной разливки стали в общем объеме ее выпуска (49% в 2009 году) и значительной долей полуфабрикатов в структуре экспорта металлопродукции. Происходит старение основных производственных фондов, износ которых по состоянию на конец 2009 года составлял порядка 70%. В прошлом году 80% мартеновских печей на металлургических предприятиях Украины эксплуатировались сверх нормативных сроков. Доля устаревших конвертеров составляла 26%.
В то же время, из-за дефицита средств большинство металлургических предприятий не смогли использовать снижение объемов производства в период кризиса для модернизации и технического переоснащения имеющихся мощностей.
Государство со своей стороны должно понуждать и стимулировать производителей к сокращению энергозатрат. Однако последние реальные попытки помочь металлургическому комплексу правительство предпринимало еще в далеких 1999-2002 годах. Рост инвестиций в обновление производственных мощностей был связан, прежде всего, с проведением приватизации большинства металлургических предприятий, когда на метзаводы пришли новые собственники, заинтересованные в их развитии и располагающие свободными средствами.
В последние несколько лет (не считая период кризиса) владельцы металлургических комбинатов направляли на реконструкцию и модернизацию производства значительные средства в рамках разработанных комплексных программ их перевооружения. Одной из наиболее затратных можно считать программу модернизации, которую запустила корпорация ИСД, взяв в кредит $3 млрд. За кредитные средства в 2009 году на Алчевском метзаводе была введена в эксплуатацию одна из трех запланированных установок вдувания пылеугольного топлива (ПУТ), на Днепровском меткомбинате им. Дзержинского продолжается строительство МНЛЗ и конвертерного цеха, проектируется ПУТ. Как известно, не потянув кредитную ношу, группа была вынуждена заморозить ряд запланированных проектов и в итоге пошла на сделку слияния. В целом же для окончания всех капитальных работ дополнительно необходимо еще, как минимум, $0,5 млрд.
Успела построить ПУТ и «Запорожсталь», потратив на ее установку около 840 млн. грн. В планах на будущее уже который год значится переход предприятия на конвертерный способ производства, однако необходимых для этого $3 млрд. пока нет. Установка ПУТ на ММК им.Ильича готова на 80%, для завершения строительства требуются 250 млн. грн. Очевидно, эту проблему будет решать новый собственник – группа «Метинвест».
Комбинат «Арселор Миттал Кривой Рог», который до кризиса активно усиливал свое присутствие как на внутреннем, так и на мировом рынках за счет увеличения выпуска металлопроудкции, в настоящее время также находится в подвешенном состоянии. Принятый пару лет назад глобальный инвестиционный план строительства МНЛЗ и перехода на конвертерное производство переведен в режим ожидания. Окончание строительства электросталеплавильного комплекса на Нижнеднепровском трубном заводе перенесла и корпорация «Интерпайп».
В феврале 2009 года приказом Минпромполитики была утверждена отраслевая программа энергоэффективности и энергосбережения в ГМК Украины на период до 2017 года. Можно сказать, что и сейчас она ни в малейшей степени ни утратила свою актуальность. Основными направлениями Программы являются, прежде всего, существенное снижение энергоемкости за счет внедрения прогрессивных энергосберегающих технологий и оборудования, увеличение объемов использования вторичных энергоресурсов, получаемых на самих метзаводах и комбинатах (доменного, коксового и конвертерного газов).
Общий объем финансирования работ по техническому перевооружению ГМК Украины в рамках Программы составляет 59 млрд. грн. При этом, финансирование из госбюджета было прописано в ней на уровне всего 525 млн. грн., еще 150 млн. грн. должен составить вклад местных бюджетов. Остальные более 98% необходимых средств необходимо искать самим предприятиям ГМК.
Где брать деньги?
При выборе механизмов финансирования энергосберегающих проектов отечественных метпредприятий следует ориентироваться на мировой опыт. Среди распространенных в мировой практике способов привлечения средств на техническое переоснащение производств можно назвать, в первую очередь, использование собственных средств предприятия, что скорее является исключением, чем распространенной практикой для украинских метзаводов. К другим методам относятся: дополнительная эмиссия акций, получение государственных гарантий или гарантий коммерческих банков для кредитования; создание новых производственных предприятий, оказывающих технологические и другие услуги, с формированием уставного капитала посредством венчурных фондов с долевым участием потребителя услуг или выдачей других адекватных гарантий потребления услуг. Так, в последнее время на мировом рынке достаточно активно стали работать венчурные фонды, специализирующиеся на вложениях в «чистые» технологии. Однако в Украине это направление находится пока лишь в зачаточном состоянии.
Удешевление кредитов за счет государственного бюджета – также широко распространенный в мировой практике способ финансирования энергосберегающих проектов. Однако предлагаемые в настоящее время условия кредитования украинских банков под 19-24% мало кому интересны, а снижение ставок, по оценкам экспертов, может произойти не ранее февраля-марта 2011 года. Кредитование у иностранных банков, к которому широко прибегали украинские промышленники до кризиса, сдерживает ряд других причин, в частности, ужесточение требований к заемщикам. Как следствие, кредиты для большинства украинских металлургических компаний остаются дорогими и труднодоступными.
Финансирование через механизмы «зеленых» инвестиций, за счет средств международных организаций – еще один метод получения средств на внедрение энергосберегающих проектов. Наиболее активную позицию в процессе финансирования различных программ развития в Украине занимает Всемирный банк. В настоящее время готовится Проект энергосбережения, предусматривающий кредитование программ энергосбережения на промышленных и муниципальных предприятиях Украины в размере $300 млн. Не последнее место в вопросах финансирования занимает и Международная финансовая корпорация, которая уже проинвестировала в Украине достаточное количество интересных проектов, в частности, группы ИСД. При этом, данная международная организация предлагает интегрированные программы, которые включают как инвестиции, так и консультативные услуги.
Для Европейского банка реконструкции и развития проекты энергоэффективности в энергоемких секторах Украине представляют собой одно из приоритетных направлений деятельности. Сотрудничество с Украиной началось еще в 2006 году, когда была одобрена Инициатива в области устойчивой энергетики. А в июне 2009 года между Украиной и ЕБРР был подписан Меморандум о взаимопонимании по реализации Плана действий в сфере устойчивого развития энергетики, который предполагает предоставление технической помощи, финансируемой за счет грантовых средств, на осуществление реформ и проведение политики в направлении энергоэффективности. В целом за период 2006-2009 годов ЕБРР подписал более 30 проектов в области повышения энергоэффективности на общую сумму около 730 млн. евро, что сделало банк крупнейшим финансовым инвестором в энергоэффективность в Украине.
Среди других менее известных «доноров» – Северная экологическая финансовая корпорация (NEFCO), Северный инвестиционный банк (NIB), Немецкий государственный банк развития KfW. Все эти организации работают по похожим стандартам и выдвигают достаточно высокие требования к украинским проектам. К примеру, международная финансовая организация NEFCO, кроме стандартных требований к займу, отрицательно относится к традиционной для украинских компаний оптимизации налогообложения и финансирует проекты только по модернизации существующих мощностей. Тем не менее с 2003 года организация инвестировала в украинские проекты более 19 млн. евро при общей стоимости проектного портфеля 55 млн. евро.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для Украины главным инвестором в энергосбережение на металлургических предприятиях сегодня остаются международные организации. А вот сами промышленные группы проявляют меньший интерес к данному вопросу.
Государство же, как потенциально самый крупный инвестор в энергоэффективность металлургического сектора, на сегодняшний день занимает пассивную позицию и, в лучшем случае, ограничивается лишь нормативно-правовой деятельностью.
© 2008-2024 Rusmet.Ru Металлургический портал
Металлургический портал Rusmet.Ru является интернет-площадкой для обмена информации и ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за содержание информации оставленной третьими лицами.
Все вопросы и предложения присылайте нам через обратную связь