/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ В последнее время особое внимание в украинской металлургии приковано к двум городам – Запорожью и Мариуполю. Именно здесь происходит передел собственности, который также сваязывают с приходом новой власти. Хорошо это или плохо, однозначно сказать трудно. Скорее всего, закономерно. А вот законность таких закономерностей вызывает сомнения. Тем более, что такую ситуацию предвидели многие эксперты. А именно – судьбу двух крупнейших предприятий региона: ММК имени Ильича и ОАО «Запорожсталь». Владельцы обоих комбинатов оказались не в силах создать вертикально интегрированные структуры. Здесь давно существовали две основных проблемы, которые так и не удалось решить до кризиса. Это – отсутствие собственной сырьевой базы и устаревшие технологии производства. В результате возникла нынешняя ситуация, когда предприятия ищут нового инвестора. В кризис делать это сложнее, поэтому не обходится без скандалов.
Купи-продай
Как мы отметили выше, объединяет собственников активов этих предприятий нехватка необходимых средств для модернизации производства. И невозможность или нежелание получения кредитов под благоразумные проценты. В запорожском случае владельцы половины акций господа Шнайдер и Шифрин («Мидлэнд Груп») давно решили избавиться от металлургического бизнеса, что частично им удалось. Например, от волгоградского ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь». А вот в Запорожье они не успели продать свой пакет до кризиса. Но настроены они решительно. Продать свою часть акций запорожским партнерам, в частности, генеральному директору комбината Виталию Сацкому у них не получилось из-за отсутствия у потенциальных покупателей необходимых средств. Вот и рассматривались другие варианты. В принципе, продолжают рассматриваться и сегодня. Только уже с оттенком скандала.
В случае с ММК имени Ильича собственником являлся трудовой коллектив во главе с социалистом-капиталистом Владимиром Бойко. Но там до того закрутились с процедурами оформления акций, что в результате, комбинат оказался проданным за смешную сумму. И ту при получении сразу же отфутболили назад. При этом, генеральный директор предприятия вынужден был признать, что комбинат уже не выживет в одиночку. И все из-за отсутствия своей сырьевой базы.
В то же время, остальные метпредприятия Украины так или иначе связаны с компаниями, у которых есть активы и в добывающей отрасли. Поэтому они не зависят (или меньше зависят) от конъюнктуры мировых цен на основное железорудное сырье. Поэтому им и выгодно во время кризиса подешевле купить новые активы, а вместе с ними – и возможность расширения сырьевой базы. Ведь, согласно исследованию Citigroup и Геологической службы США, опубликованному недавно агентством Bloomberg, Украина входит в первую десятку в мире по запасам ненефтегазовых минеральных ресурсов. Ее запасы одной только железной руды оцениваются в $510 млрд. (для сравнения: российские – в $794 млрд., а австралийские – в $737 млрд.).
При этом, комментируя эти данные, аналитик Citigroup Крейг Сейнсбери отметил, что «по стоимости резервов в долларовом выражении Гвинея, ЮАР, Индия, Украина и Казахстан являются регионами с максимальным недопроизводством в сравнении с объемом их запасов. Индии необходимо повысить темпы добычи внутри страны, но бюрократия и протекционизм, скорее всего, будут препятствовать иностранным инвестициям».
То же можно сказать и об Украине. Естественно, что руководителям предприятий хорошо известны основные еще не разработанные железорудные залежи. До кризиса «Запорожсталь» и ММК им.Ильича пытались решить часть своих сырьевых проблем сообща, построив Приазовский ГОК, где бы добывалась руда открытым способом. Теперь этим вопросом, вероятно, придется заняться их новым собственникам.
Приазовье не поделили
Справка: Приазовский железорудный район (Запорожская и Донецкая области) является первоочередной резервной базой сырья для черной металлургии Украины. Промышленные запасы составляют 2958,8 млн. т при среднем содержании железа 27,6%. Они подсчитаны в пределах Васиновского, Куксунгурского, Гуляйпольского и Мариупольского месторождений. Подготовленные ещё около 40 лет назад к промышленному освоению месторождения пока не эксплуатируются. Примерно треть из разведанных запасов района представляют собой легкообогатимые высококачественные магнетитовые кварциты Мариупольского, Куксунгурского и Васиновского месторождений. Из приазовских месторождений (прежде всего, Куксунгурского и Васиновского) можно получать железорудные концентраты с содержанием железа 69-72%, пригодные для применения в современной металлургии.
Попытка освоить приазовские руды ведется уже не первый год. В последний раз такой проект был анонсирован в 2008 году, но строительство ГОКа застопорилось с наступлением кризиса. До этого оно тормозилось внешними силами, желающими получить свой кусок масла на корочку хлеба. Пусть даже не победив в конкурсе на освоение месторождения, но зато помешав сделать это другим или просто попортить жизнь конкурентам. Доходило до смешного, когда в качестве претендента на право строительства ГОКа выступала фирма с капиталом в 20 тыс. грн. В общем, время было упущено. Но обширные запасы руды пока еще не тронуты.
Так же остается не задействованным и Белозерский железорудный район, который представляет собой полосу (длиной
Запорожский железорудный комбинат разрабатывает Южно-Белозерское месторождение, где шахтным способом добываются не требующие обогащения богатые железные руды со средним содержанием железа 55,7-62,8%. Вот его и планировалось расширять. Добыча здесь ведется закрытым способом, требует значительных энергозатрат, связанных с откачкой пяти водоносных подземных слоев. Но качество руды оправдывает эти расходы. Она попадает прямо с ЗЖРК в металлургические печи без обогащения. Планировалось расширение комбината, но пока для этого нет средств. «Запорожсталь» является акционером рудника, но не основным. Комбинат принадлежит словацкой фирме «Минерфин». А, как известно, кто платит, тот и имеет решающее слово. Вот и уходит запорожская руда не только на «Запорожсталь», но и в Словакию, Польшу, Австрию и другие страны.
Еще одно месторождение также планировалось разрабатывать в этом регионе соседями из специально созданного для этих целей донецкого «Магнетита», представляющего интересы «Индустриального Союза Донбасса» (ИСД). Это – Гуляйпольское месторождение, также относящееся к Приазовскому железорудному району, общие запасы руды в котором оцениваются в 2,5 млрд. т, а содержание металла в руде – 27-31%. Добывать руду планировалось открытым способом, но рассматривался и закрытый способ добычи.
Пять лет назад председатель совета директоров корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» Сергей Тарута официально объявил, что ИСД привлек французскую компанию для создания проекта разработки месторождения. И дело начало продвигаться. Причем, намечалось в качестве компаньона привлечь и запорожсталевцев. С местными властями был найден общий язык. Ведь в Гуляйполе трудно было заполучить какую-нибудь работу. А здесь в предварительной смете стройки значилась сумма 7 млрд. грн., которая обеспечивала создание 5-7 тыс. новых рабочих мест и возведение жилого микрорайона на 20 тыс. жителей.
Довольно быстро были достигнуты все необходимые согласования, но неожиданно оживились земляки легендарного батьки Махно. Добыча планировалась вестись открытым способом на месте пригородного поселка Железнодорожный. Вот и стал местный люд сомневаться и в новых домах, и в экологической безопасности проведения работ. Стали происходить протестные акции, писались письма, активно обсуждались последствия вероятного строительства. В результате в октябре 2005 года сессия Гуляйпольского райсовета обратилась к областным коллегам с просьбой отменить решение о согласовании ходатайства «Магнетита» и провести местный референдум. А вскоре Госкомитет по надзору за охраной труда совместно с Южной инспекцией госэкоконтроля рекомендовали аннулировать выданную фирме лицензию в связи с тем, что за два с лишним года разработка месторождения так и не началась. Недра остались нетронутыми для будущих хозяев.
Отметим, что предприятия ИСД в прошлом году были переданы вместе с акциями российскому бизнесу, курируемому «Внешэкономбанком». Поэтому дончане вряд ли вернутся к этому вопросу. Но не из-за гарантированных поставок сырья россиянами. Именно сейчас Алчевский и Днепропетровский меткомбинаты, входящие в ИСД, также испытывают дефицит сырья (или средств на его закупку), о чем свидетельствует резкое снижение производства чугуна с начала июня. Но это уже внутренние проблемы акционеров, где менеджмент по-прежнему остается в руках прежних владельцев.
Так или иначе, но специалисты с «Магнетита» уже хорошо знакомы с запорожскими ресурсами и особенностями. Поэтому готовы представлять других своих земляков-металлургов в соседнем регионе.
Еще один проект
Что и было доказано 3 июня 2010 года, когда компания «Магнетит» объявила о намерении в ближайшие шесть лет вложить в разработку Васиновского месторождения железных руд $1,5 млрд. Месторождение это находится в Ореховском районе, недалеко от Гуляйпольского, да и входит в тот же Приазовский железорудный район. Только теперь в проекте сразу же предусмотрели шахтный способ добычи руды. Зона ГОКа затронет не более
На этот раз областная власть сразу приняла предложение соседей. Ведь в нынешнее время ожидать инвестиций в развитие региона не приходится. Поэтому первый заместитель губернатора Владимир Кальцев, проводивший совещание по проблемным вопросам разработки Васиновского месторождения, пообещал максимальное содействие донецкой компании. При этом, не забыв укорить предыдущую власть в пассивном отношении к перспективному инвестору.
По словам директора ООО «Индустриальная группа «Магнетит», представляющего ныне в запорожском регионе интересы ЗАО «Донецксталь», Владимира Воловика, вертикально интегрированный холдинг ЗАО «Донецксталь» на данный момент не обладает собственными запасами железорудного сырья, поэтому и связывает с Васиновским месторождением надежды на решение этого злободневного вопроса. Ведь, по оценкам геологов, под Ореховом залегает 358 млн. т руды отличного качества, превосходящей все известные. В ней содержание железа превышает 70% и позволяет перейти от доменного производства к электроплавке. Первая очередь ГОКа рассчитана на переработку 8 млн. т в год, а вторая – на 12 млн. т.
Учтен также и экологический опыт Гуляйполя. Земли будут сохранены, так как добывать руду будут закрытым способом.
Отходы выработки будут в большинстве своем складироваться под землей в шахтах. А из
© 2008-2024 Rusmet.Ru Металлургический портал
Металлургический портал Rusmet.Ru является интернет-площадкой для обмена информации и ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за содержание информации оставленной третьими лицами.
Все вопросы и предложения присылайте нам через обратную связь