Китай инвестирует значительные средства в развитие горнорудной промышленности, тем самым, пытаясь снизить зависимость от импорта
/Rusmet.ru, Авдеева Ирина/ Мировая торговля железной рудой морском транспортом в 2010 г. может превысить 1 млрд т, причем основной прирост произойдет за счет Китая.
По прогнозам Goldman Sachs, мировые перевозки железной руды морским транспортом в текущем году достигнут 1,07 млрд т, увеличившись более чем на 17 % по сравнению с 2009 г. (912 млн т). В 2011 г. GS прогнозирует рост мировой торговли до 1,08 млрд т, а в 2012 г. – до 1,14 млрд т.
Повышенный спрос на железную руду со стороны Китая будет способствовать развитию торговли данным видом сырья. Прогнозируется также, что выплавка стали в стране увеличится с 570 млн т в 2009 г. до 627 млн т в 2010 г., а в 2011 г. достигнет 696 млн т. Рост потребностей Китая в железной руде будет оказывать восходящее давление на спотовые цены.
Sea Advisors Fund прогнозирует удвоение спроса на железорудное сырье к 2020 г., причем две трети прироста придется на Китай.
По данным China Metallurgical Industry Planning and Research Institute, в 2009 г. Китай добыл 880 млн т сырой руды, а в текущем году производство, вероятно, достигнет 1 млрд т. По прогнозу данного института, выплавка стали в стране в текущем году составит 625 млн т, что несколько ниже прогноза, сделанного GS.
Быстрое развитие китайской горнодобывающей промышленности является результатом значительных инвестиций, которые резко увеличились, начиная с 2003 г. В 2007 г. объем долгосрочных инвестиций в горнодобывающий сектор превысил 42,7 млрд юаней. Было начато 17 проектов общей мощностью более 100 млн т/год, в том числе проект Dataigou в пров. Benxi, разработка месторождения в пров. Liaoning с запасами руды 3 млрд т с перспективой увеличения до 7 млрд т. Ожидается, что добыча железной руды с этого месторождения составит 5 млн т/год с 2015 г.
По данным Ministry of Land and Resources, суммарная мощность горнорудных предприятий, находящихся в стадии строительства и проектировки, составляет 480 млн т/год. Однако зависимость страны от импортной железной руды остается очень высокой, в 2009 г. порядка 70 % потребностей было удовлетворено за счет импорта.
Высокий спрос со стороны Китая на импортную железную руду приводит к резкому росту цен на нее. Кажется, что выход один – Китай должен ускорить развитие горнорудной промышленности и увеличить поставки железной руды на внутренний рынок.
Но ситуация меняется в связи с тем, что рынок ЖРС фактически контролируют три компании (BHPB, Rio Tinto и Vale), которые в сложившихся условиях пытаются извлечь максимальную выгоду и намерены повысить цены на ЖРС в текущем финансовом году на 80 % и более по сравнению с предыдущим годом.
Против такого повышения активно выступают металлургические компании, в том числе в ЕС и Китае. Изучение ситуации на рынке ЖРС, которое проводил EUROFER, показывает, что горнодобывающие компании имеют высокую прибыль, а рост цен в условиях только еще восстанавливающейся мировой экономики окажет крайне негативное влияние на данный процесс. Очевидно, что стремление монополистов на мировом рынке ЖРС кардинально повысить цены на сырье можно считать ценовым сговором.
Определенные санкции могут ограничить ценовые аппетиты железорудных компаний. Но насколько? Если Китай, в долгосрочной перспективе будет продолжать активно наращивать выпуск черных металлов, то рост цен на ЖРС будет только возрастать. С нашей точки зрения, Китай уже близок к тому, что выпуск чугуна и стали в стране может стабилизироваться на уровне 650-700 млн т в год. И китайские компании смогут диверсифицировать свои потребности в ЖРС за счет расширения его производства в стране, а также приобретения и развития железорудных активов в других странах, как это и происходит в настоящее время.
С другой стороны в мире должны более внимательно отслеживать и препятствовать процессам формирования явных доминантов на рынках и ограничивать их ценовые устремления. По данным EUROFER, повышение уровня цен на ЖРС в предлагаемых горнорудными компаниями размерах, крайне негативно отразиться на металлургическом комплексе стран Европы. Работу в результате действий BHPB, Rio Tinto и Vale рискуют потерять до 100 тыс. человек только в Европе.
Более того, рост цен на ЖРС повлечет за собой и существенное повышение уровня цен на готовую металлопродукцию. А готовы ли к такому развитию событий основные потребители? Вряд ли. В условиях только еще восстанавливающегося рынка в промышленно развитых странах трудно ожидать принятия резкого повышения цен на металлопродукцию. И если бы рынок черных металлов был дефицитен, то существенное повышение цен могло бы и пройти, но не в текущих условиях. Поэтому рост цен на ЖРС автоматически повлечет за собой снижение темпов восстановления мировой экономики в целом и отдельных стран в частности, возникновению дополнительных сложностей у потребителей металла и усилению социальной напряженности.