.

Видео

»

Заявки на покупку

Оставить заявку
Все заявки »

На правах рекламы

Подробнее »

Взаимное несогласие сторон

 04 мая 2009

Какими могут быть итоги переговоров о ценах на железную руду по годовым контрактам?

/Rusmet.ru, Галина Резник /Глобальный экономический кризис обусловил падение спроса на сталь, и ее производители повсеместно сократили объемы выпуска продукции. Соответственно, уменьшилось и потребление сырья, что привело к обвалу цен на ЖРС и коксующийся уголь. Поэтому контрактные цены при трансокеанских поставках коксующегося угля в 2009/2010 финансовом году упали на 57% по сравнению с предыдущим периодом, а в отношении руды торговля еще продолжается. Уже очевидно, что непрерывный семилетний рост цен будет прерван: рынок ЖРС превратился в рынок покупателя. Но каким именно будет снижение, еще не совсем ясно: поставщики и потребители руды назвали свои условия и пока не намерены идти на уступки.

 

Коса и камень

 

Как обычно, ежегодные переговоры по руде начались в конце ноября, но проходили они довольно вяло. На сей раз все покупатели охотно предоставили лидерство китайским компаниям, поскольку у них больше всего шансов добиться самых выгодных условий. По статистике World Steel Association, сейчас китайский объем производства стали составляет 48% от мирового, и если продажи ЖРС в Европу и страны Восточной Азии значительно уменьшились, то китайцы наращивают импорт. В январе они импортировали 41,5 млн. т ЖРС, в феврале – 46,7 млн. т (годовой прирост – 22,4%), а в марте – 51 млн. т. Таким образом, их закупки в первом квартале составили 139,2 млн. т (годовой прирост – 18%). В результате запасы руды в китайских портах подскочили в начале апреля до более 70 млн. т, благодаря чему местные сталелитейные компании могут вполне спокойно вести торг с поставщиками.

Исходно стороны обменялись взаимонеприемлемыми предложениями: китайские сталелитейные компании предложили снизить цену вдвое, в соответствии с падением цен на сталь, а бразильская Vale требовала ее понижения не более чем на 10%. На тот момент рынки стали и сырья находились на пике кризиса, было не ясно, когда будет достигнуто «дно» и на какой «глубине» оно окажется. В этой ситуации обеим сторонам не было смысла спешить – стоило подождать прояснения рыночных тенденций.

Тем не менее, существовало одно «но»: в условиях, когда спотовые цены оказались более чем на треть ниже контрактных (а такая ситуация сложилась в начале 2009 года, а затем повторилась в апреле, китайцам совсем не улыбалось выкупать объемы руды, оговоренные прошлогодними соглашениями. Поэтому они выставили дополнительное требование – чтобы новые контракты начинали действовать с 1 января 2009 года, а не с 1 апреля, как сложилось за десятки лет функционирования рынка. Разумеется, «большую тройку» поставщиков руды это не устраивало, кроме того, у них имелись и другие пожелания.

Так, бразильская корпорация Vale была не довольна тем, что в прошлом году ее австралийские конкуренты BHP Billiton и Rio Tinto сумели добиться премии к оговоренной бразильцами цене (из-за меньшей стоимости фрахта из Австралии, что связано с более коротким транспортным плечом). Кстати, с этой позицией китайские сталелитейные компании были полностью согласны: они заявили, что в новых контрактах никаких премий австралийские компании иметь не будут. Со своей стороны, BHP Billiton настаивала на введении индексации цен в соответствии с ценами спотового рынка. Однако Vale и китайцы категорически возражали против изменения традиционной системы.

При этом, сейчас возникла не совсем обычная ситуация. По традиции, до завершения очередных переговоров производители руды поставляют сырье по прошлогодним ценам. Однако сейчас Rio Tinto предложила ввести «временную» цену, на 20% ниже прошлогодней. Некоторые китайские заводы согласились на это предложение, но национальная металлургическая ассоциация China Iron and Steel Association (CISA) считает это снижение недостаточным. Китайские компании в последнее время закупают руду, в основном, на спотовом рынке и собираются продолжать эту практику, пока не будут заключены более выгодные для них долгосрочные соглашения.

Правда, и позиции китайских металлургов нельзя назвать особо прочными. CISA рассчитывала в большой мере заменить импорт руды местными поставками, но сейчас их доля снизилась до 30% от прошлогодних 60%, поскольку 70% китайских железорудных мощностей в настоящее время остановлены из-за низкой рентабельности. Со своей стороны, австралийские производители руды увеличивают поставки на спотовый рынок и возлагают надежды на рост китайских объемов производства стали в третьем квартале.

Тем временем, горнорудные компании вынуждены продавать руду на спотовом рынке с дисконтом к прошлогодней контрактной цене. Высококачественная руда Vale продается на 20% дешевле, а у BHP Billiton и Rio Tinto скидка составляет 30-40%. Чтобы пережить трудные времена с минимальным ущербом, они сокращают объемы производства. Так, у Vale в первом квартале годовой спад добычи составил 37,1%, а в целом за 2009 год группа уменьшит выпуск ЖРС на 25%. Это сокращение будет связано с прекращением добычи руды низкого качества и закрытием высокозатратных предприятий. Сокращают объемы добычи и австралийские компании, но вряд ли это поможет им добиться послабления от китайских покупателей.

Как сообщает агентство Xinhua, китайские компании уже скупили многие горнорудные предприятия за рубежом, а есть еще ряд сделок, которые им предстоит завершить. В результате в 2010 году китайцам будут принадлежать за рубежом железорудные предприятия с совокупной мощностью более 100 млн. т в год. По данным аналитика из компании Lange Вана Гуакина, около 80% этих активов сосредоточено в Австралии, где китайские компании активно приобретают доли в ГОКах, создают совместные предприятия и финансируют новые проекты. Шесть китайских компаний, включая Baosteel, Sinosteel и Hunan Valin, уже обеспечили себе права на ежегодные поставки более 10 млн. т австралийской руды. Еще четыре компании будут получать совокупно 12 млн. т ЖРС со своих иностранных активов. Поэтому, хотя в 2008 году Китай импортировал 444 млн. т (около 50% потребления), примерно 20% этого объема в реальности принадлежало именно китайским компаниям. Кстати, по данным Lange, для Японии и Европы эта доля составляет около 60%.

 

Самое слабое звено

 

К концу апреля переговоры зашли в тупик. Стороны сформулировали свои «окончательные» позиции. Китайские компании требуют снижения цен на 40-50%, корейские выступают с аналогичными предложениями, кроме Posco, которая твердо заявила, что снижение должно составить именно 50%. С другой стороны, Vale утверждает, что «по справедливости» цены должны быть повышены на 5%, но, как и Rio Tinto, уже согласна их снизить, но всего на 20%.

Китайцы тоже не намерены уступать. Вице-президент Hubei Iron & Steel Тянь Цзипин объяснил свою позицию так: «Поставщики руды и сталелитейные заводы – незаменимые партнеры, они поднимаются и падают вместе, и только взаимная поддержка даст им возможность пережить глобальный кризис». Отсюда он делает вывод, что цена на ЖРС должна вернуться на уровень 2007 года, т.е., она должна снизиться, примерно, на 44% (имеется в виду цена FOB с учетом сокращения затрат на перевозку).

Тем временем, китайские аналитики призывают к отказу от традиционной системы формирования «базового изменения цен». Так, Ли Синьчуан, аналитик государственного China Metallurgy Industry Research and Planning Institute, утверждает: «Нам необходимо сформировать новую систему ценообразования, которая будет действовать в нашу пользу. Цена должна быть твердой и стабильной, а нынешний механизм нам не выгоден».

Австралийские же аналитики полагают, что в текущем году горнорудные компании могут и вовсе отказаться заключать контракты с китайскими покупателями, поскольку, по словам вовлеченных в переговоры австралийских топ-менеджеров, этим покупателям нельзя доверять: они не выполняют своих обязательств. Газета The Australian пишет, что все три крупные австралийские компании не склонны заключать соглашения с китайцами, независимо от цены, поскольку эти покупатели вполне способны не придерживаться оговоренных условий, если спотовые цены продолжат падать. The Australian цитирует слова источника, близкого к поставщикам руды: «Если мы установим базовую цену на уровне спотовой, а та вырастет, то китайцы будут строго соблюдать контракт. Если же спотовая цена упадет, то они будут игнорировать контракт, а мы понесем убытки».

Правда, представители китайских компаний утверждают, что первыми нарушили контракты Rio Tinto и Vale. В прошлом году на пике цен первая изменила пропорцию своего экспорта в пользу более выгодных в то время спотовых продаж, а вторая попыталась повысить цену в действующем контракте (сентябрь 2008 года).

Кстати, на этот раз «большая тройка» не выступает единым фронтом, как это было в предыдущие годы. Австралийские поставщики заинтересованы во введении ценового индекса, поскольку он должен рассчитываться на основании цен CIF в китайском порту, и в этом случае их конкурент Vale не будет иметь привычной фрахтовой субсидии. При этом, в последнее время китайцы поговаривают о целесообразности предложений BHP Billiton относительно индексации цен. Со своей стороны, Vale предпочитает сохранить традиционную систему формирования базовой цены, но заявила, что на этот раз не будет ее устанавливать, поскольку австралийские конкуренты могут ее проигнорировать, как они поступили в прошлом году. Поэтому Vale не собирается форсировать события. Ее вице-президент по экспорту в Китай Михаэль Жу заявил Dow Jones: «Пусть другие установят базовое изменение цен, тогда Vale и примет решение». И добавил, что сейчас группа сейчас продает руду по ценам на 20% ниже, чем в прошлогодних контрактах, но это не следует воспринимать как дисконт: «Разница будет возмещена после заключения контрактов».

Однако какое-то решение поставщикам все же придется принять. Фактически сейчас «большая тройка» оказалась перед дилеммой: пойти на уступки китайским компаниям или на риск утраты своей доли на одном из немногих рынков мира, который проявляет признаки жизни в условиях глобального экономического кризиса. И сделать этот выбор им придется, иначе китайцы попросту вернутся к системе спотовых закупок.

По мнению топ-менеджеров Posco и японской корпорации JFE Holdings, переговоры завершатся в мае. Основная причина затяжек была связана с тем, что обе стороны выжидали прояснения тенденций в мировой экономике. Вице-президент JFE Holdings Кохеи Вакабаяши заявил: «Если китайцы хотят получить свою руду в июле, они должны заключить контракты в мае». А другие японские источники сообщили Platts, что Rio Tinto, в отличие от своих конкурентов, остро заинтересована в скорейшем заключении контрактов из-за сложного финансового положения. Таким образом, именно Rio Tinto представляет сейчас самое слабое звено в круговой обороне «большой тройки», и именно эта компания может первой согласиться на все условия азиатских покупателей. При этом, поскольку ранее второго полугодия стабилизации рынка ожидать не стоит, да и позднее рост цен на руду маловероятен, другим поставщикам придется последовать примеру Rio Tinto.


Источник: Rusmet.ru





array(0) { }