.

Видео

»

Заявки на покупку

Оставить заявку
Все заявки »

На правах рекламы

Подробнее »

"Если он не испортится, тогда испорчусь я!"

 14 апреля 2009

Arcelor Mittal требует сократить импорт российской стали в Польшу

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский / В понедельник в некоторых англоязычных СМИ появилась новость о том, что корпорация Arcelor Mittal обратилась к правительству Польши с предложением прекратить импорт российской стали в Польшу на том основании, что дешевая продукция из России подрывает конкурентоспособность заводов Arcelor Mittal в Польше и заставляет транснациональную компанию, выплавляющую около 70% стали в стране, сворачивать производство и увольнять сотрудников. Как сообщалось со ссылкой на интервью президента Arcelor Mittal Poland Грегора Мюнстерманна изданию Gazeta Wyborcza, к марту 2009 года корпорация уволила в Польше 1480 сотрудников, а засилье дешевого российского импорта, который, к тому же, реэкспортируется в другие страны ЕС, может привести к дальнейшему сокращению рабочих мест.

Правда, при непосредственном знакомстве с текстом данного интервью, появившемся в Gazeta Wyborcza еще 2 апреля, Мюнстерманн вовсе не требует запрета на импорт российской стали в Польшу. Насколько можно понять из статьи на польском языке, руководитель местного подразделения Arcelor Mittal предлагает лишь уменьшить квоту на экспорт российской стали в ЕС, составляющую в текущем году около 3 млн. т, а правительство Польши как страны, больше всего пострадавшей от российского импорта, должно поставить этот вопрос перед Европейской комиссией. В качестве обоснования Грегор Мюнстерманн указывает на то, что рыночная ситуация в ЕС за последние месяцы кардинально изменилась, и квоты, которые выглядели вполне адекватными в прошлом году, должны быть пересмотрены согласно нынешним реалиям.

С одной стороны, эти призывы красноречиво свидетельствуют о том, в каком неприятном положении ныне оказалась корпорация Arcelor Mittal, крупнейший производитель стали в мире. Пока Лакшми Миттал возглавлял сравнительно небольшую компанию, ориентирующуюся, в основном, на рынки развивающихся и новых рыночных стран, он шел от победы к победе. Однако поглощения Arcelor в Европе и International Steel Group в США, приведшие к тому, что большая часть мощностей корпорации сейчас ориентирована на эти регионы, сделали Arcelor Mittal уязвимой во время кризиса.

По состоянию на начало апреля Arcelor Mittal задействовала только 11 из 25 своих доменных печей. При этом, в начале месяца компания объявила об остановке еще трех домен на заводах в Германии, Бельгии и Франции, а также о закрытии небольшого предприятия в Канаде. Степень загрузки производственных мощностей, составляющая в настоящее время около 50%, упадет до менее 45%. Между тем, над корпорацией висит долг в размере $26,5 млрд., а в четвертом квартале прошлого года, который можно экстраполировать на ближайшие несколько месяцев, Arcelor Mittal понесла убытки в размере $2,5 млрд. В некоторых источниках уже появились предположения о том, что Лакшми Митталу придется продать часть своей металлургической империи китайцам, потому что других покупателей у него в обозримом будущем просто не будет.

В общем, не удивительно, что Arcelor Mittal видит свое последнее прибежище в протекционизме. К слову сказать, обвинения Грегора Мюнстерманна, выставляющего основные претензии крупнейшим российским металлургическим компаниям, не слишком обоснованы. В начале апреля горячекатаные рулоны производства "Северстали" или "Магнитки" поставлялись в Польшу по ценам порядка 300 евро за т DAF, что, примерно, соответствует котировкам других восточноевропейских компаний. Сама Arcelor Mittal Poland в апреле снизила цены на горячий прокат до около 280 евро за т EXW. Нет примеров российского демпинга и на польском рынке длинномерного проката, где цены Arcelor Mittal на арматуру для внутренних потребителей тоже опустились до около 280-290 евро за т EXW. Конечно, Польша является крупнейшим покупателем российской и украинской стали в Восточной Европе, но это, скорее, вызвано объективными географическими и экономическими причинами.

Другое дело, как на призывы Arcelor Mittal о помощи отреагирует Европейская комиссия, которая сейчас устанавливает правила в ЕС. Вообще, нынешний кризис на мировом рынке стали резко отличается от предыдущих спадов практическим отсутствием протекционистских настроений. Безусловно, отдельные антидемпинговые иски подаются и рассматриваются, но пока основные проблемы возникают у китайских поставщиков стальных труб. Никакого сравнения ни с концом 90-х, когда только в США было подано более 40 исков, перекрывших большую часть тогдашнего импорта из СНГ и значительные объемы поставок из Кореи, Японии и ЕС, ни с событиями 2001-2003 годов, когда те же США ввели 15%-ную пошлину на наиболее массовые виды проката. Пока что все за свободу торговли, о недопустимости протекционизма говорилось и на недавней лондонской встрече в рамках G20. И, признаться, весьма сомнительно, что Европейская комиссия, которая доселе не была замечена в создании каких-либо преференций европейским промышленникам, начнет закручивать гайки с российской стали, импорт которой и так ограничен квотами. Ну, а если польское правительство, действительно, все-таки обратится в Брюссель с подобной просьбой… Такой вопрос не решается в одночасье, без консультаций с другими заинтересованными сторонами. Улита едет, когда-то будет…

Тем не менее, не стоит думать и о том, что российским и украинским экспортерам стали впредь можно будет наслаждаться свободой торговли (в ее существующих, достаточно узких, рамках). Ведь отсутствие серьезных протекционистских настроений у американских и европейских политиков во многом объясняется тем, что кризис пока еще не привел к по-настоящему серьезным последствиям. Банкротятся пока только банки и финансовые компании, причем, по собственной дурости и под определенным контролем государства, которое старается никого не бросать на произвол судьбы, благо, деньги для этого еще есть. Из крупных промышленных корпораций под угрозой только "большая тройка" американских автомобилестроителей, однако они сами давно и усердно копали себе могилу, не сумев правильно отреагировать на экспансию японских, а затем и корейских конкурентов на своем собственном рынке.

Однако что будет, если кризис в западной металлургической отрасли не пойдет на спад во втором полугодии, как сейчас надеются эксперты и промышленники? Что будет, если объявит о дефолте та же Arcelor Mittal, разорится парочка американских компаний, возникнут по-настоящему серьезные проблемы у кого-то из восточноазиатов? Не смогут больше выплачивать долги с процентами российские "стальные короли"?

А вероятность этого не так уж и мала, ведь экономика западных стран в издании до 2008 года держалась на избыточном, безумном потреблении за дешевые, часто заемные деньги. А теперь выясняется, что многие вещи, которые когда-то казались совершенно необходимыми, на самом деле не нужны! Падение спроса на сталь в США и Европе более чем на 50% в первом квартале 2009 года по сравнению с аналогичными показателями прошлого во многом вызвано шоком от резкого ограничения кредитования и наличием излишка складских запасов, однако в значительной мере причина его заключается в объективном сокращении спроса на все эти машины, телевизоры, офисные и торговые площади. И, если таки пришел конец этому безумному расточительству, не менее 30-40% металлургических мощностей в западных странах (а то и во всем мире) окажутся лишними.

Сейчас большая часть мировой металлургической отрасли держится за счет прошлогодних прибылей и надежд на относительно скорое улучшение. Но, если улучшения не будет и летом, и осенью нынешнего года, если, исчерпав ресурсы, станут банкротиться европейские, американские, российские сталелитейные компании… Вот тогда уже каждый будет сам за себя! И ховайсь!

Поэтому пожелаем удачи Arcelor Mittal, пусть она успешно выпутается из сложной ситуации. И совершенно незачем доводить дело до крайностей.


Источник: Rusmet.ru





array(0) { }