.

Видео

»

Заявки на покупку

Оставить заявку
Все заявки »

На правах рекламы

Подробнее »

Блеск и нищета профсоюзов

 02 апреля 2009

Истек срок действия антикризисного меморандума между металлургами Украины и правительством

/Rusmet.ruВалерий Фортунин / Разве могли себе представить лет 20 назад нынешние ветераны профсоюзного движения, что жизнь их столкнет с необходимостью выступить с реальной защитой рабочих и ИТР-овцев от угроз администрации и хозяев предприятий? Вряд ли даже в кошмарном сне. Хозяевами заводов и фабрик считался советский народ, который без разрешения ЦК ведущей и единственной партии обижать было нельзя. Нарушителей дисциплины и бракоделов – только с согласия профсоюза, точка зрения которого редко расходилась с мнением руководства. За период независимости на украинских предприятиях возникали альтернативные профсоюзы, существуют они и сейчас. Но бывшее руководство профсоюзов умело маневрировать среди политических рифов, оставаясь при этом на плаву. При этом, не создавая экстремальных ситуаций, которые могли бы сместить их власть. А власть и ныне остается довольно значительной. Хотя борьба за нее идет ожесточенная. Ведь дело не только во влиянии на рабочих, но и в механизмах этого влияния. Составной частью этого влияния является большое количество здравниц, прочей недвижимости практически во всех крупных городах, не говоря уже о столице, разнообразные фонды. В общем, деньги и конкретные блага, приписанные к отраслевым профсоюзам.

 

Низы не могут, а верхи не хотят

 

Перефразируя известный лозунг о революционной ситуации, следует отметить, что первичные профсоюзные организации являются самыми информированными о проблемах людей, но и самыми бесправными. Бригады, где избираются профгруппорги из своей среды, просто доверяют самым бойким и опытным отстаивать свои интересы. Причем, лидеры этих первичек не являются освобожденными от работы. Им, действительно, достается больше других. Не благ, а забот. На более высоких звеньях находятся уже освобожденные лидеры, но и цеховым вожакам трудно позавидовать. Профактив давит снизу, а руководители цеха и заводского профкома уже как бы сверху. Приходится выступать в роли конкретного «разводящего» между трудящимися и администрацией. Тут уже много зависит и от личных качеств.

Добавим и то, что в цехах руководители профорганизации полностью взяли на себя и функции бывших парткомов. Поэтому до сих пор можно встретить на этих должностях бывших секретарей первичных парторганизаций. Причем, успешно справляющихся со своими обязанностями. Так, например, было в мартеновском цехе ОАО «Запорожсталь», где бывший парторг умело решал и профсоюзные проблемы, лишь недавно уйдя на заслуженный отдых. Решал успешно, принимая сторону рабочих в спорах с руководством цеха и комбината.

Вообще, у большинства металлургических предприятий не возникает особых конфликтов со своими профсоюзными лидерами. Прежде всего потому, что в период нормальной жизнедеятельности все проблемы укладывались в положения коллективного договора. Есть документ, и его надо выполнять. Сейчас ситуация значительно усложнилась из-за навалившегося на всех кризиса. Первички не могут донести до руководства волнующие их проблемы. Прежде всего, – зарплаты и обеспечения работой. Вера в завтрашний день неожиданно стала таять на глазах. И «низы» пока не знают, что надо делать в таких ситуациях. Опыта нет…

Зато у «верхов» есть логичное объяснение происходящего для «низов» – кризис. Вот и приходится жертвовать кадрами. Это когда руководители профсоюза не смогли договориться с руководством предприятия, которое не получило гарантий финансирования убытков от владельцев. Тут не надо даже проводить собрания акционеров, все решается в кабинетах. Так, давно уже стало известно, что на ряде предприятий неизбежны увольнения, несмотря на подписанный в прошлом году меморандум между правительством и владельцами предприятий ГМК, действие которого закончилось 1 апреля.

Первыми открыто об этом заявили в корпорации «Индустриальный союз Донбасса». Всем печально известный город Алчевск Луганской области вновь заговорил о себе. На этот раз не отключением тепла в холода, а грядущими сокращениями. Здесь ситуация усугубляется тем, что город создан на базе Алчевского металлургического комбината. И от его деятельности зависит жизнь горожан. Как сообщил председатель комитета профсоюзов металлургов Луганской области Анатолий Харченко, комбинат намерен сократить 20% работников.

В течение трех месяцев на предприятии обходные листы выпишут свыше 3 тыс. сотрудников. Первыми под сокращение попадут пенсионеры, нарушители трудовой дисциплины, а также сотрудники цехов, которые планируется закрыть, то есть, мартеновского и обжимного. Отметим, что еще в конце прошлого года 4,5 тыс. человек на АМК были отправлены в неоплачиваемые отпуска. Достанется и смежникам: аналогичное сокращение в ближайшее время планируется и на другом предприятии ИСД – Алчевском коксохимическом заводе, где работают 3 тыс. человек. Здесь потеряют работу 600 сотрудников. Такие вот данные у профсоюзов. И что они могут сделать, когда «верхи» не хотят?

 

А если хотят, то не дают

 

Собственно говоря, официально никто из власть имущих не высказывается против антикризисных мероприятий гуманитарного содержания. Конкретно – поддержки работников металлургических предприятий. Да и само понятие «верхи» надо рассматривать многоступенчато. То есть, от рабочего до олигарха, от рядового члена профсоюза до секретаря ЦК. Это – две противоположности. А середина этой негласной иерархии находится одновременно в обеих этих категориях.

В конце марта в Запорожье прошел митинг металлургов в поддержку требований рабочих алюминиевого комбината к «верхам». Организатором стал профком комбината при поддержке областного обкома профсоюза работников ГМК.

Профсоюзный комитет ЗАлКа на митинге выразил открытый протест, выдвигая свои условия. Условия не требующие чего-то несбыточного. В частности, собственнику господину Олегу Дерипаско ("Русал"), необходимо принять меры по предотвращению полной остановки предприятия, максимально возможному сохранению трудового коллектива в случае вынужденной частичной остановки, установить материальное стимулирование добровольного увольнения работников, разработать и внедрить программу реконструкции и модернизации производства. Органы же государственной власти по требованию профсоюзов должны на национальном уровне создать координационный комитет по решению комплекса вопросов, связанных с обеспечением эффективной работы комбината. Это введение дифтарифа, создание условий для развития внутреннего рынка потребления алюминия и кремния, контроль за выполнением «Положения Кабинета министров Украины по организации работы по содействию занятости населения в условиях массового высвобождения работников». Работники комбината высказали пожелание не увольнять всех одновременно, а постепенно. Они также обратились к Кабмину с требованием провести инвентаризацию выполнения собственником комбината инвестиционных обязательств. В случае их невыполнения трудовой коллектив просит инициировать процедуру возвращения ЗАлКа в собственность государства.

Как сообщили в Запорожской облгосадминистрации, соответствующее обращение поддержали председатель ЦК профсоюза работников металлургической и горной промышленности Украины Владимир Казаченко, председатель Запорожского областного совета профсоюзов Виктор Сластен и областная исполнительная власть. Соответствующие письма с просьбой решить проблемы предприятия от облгосадминистрации были направлены правительству Украины, Фонду Госимущества Украины и собственнику ЗАлКа. Профсоюз выполнил свой профессиональный долг. Какой от этого будет толк – пока не известно. Но готовились напряженно, когда почувствовали, что никто ничего не будет иметь против такого мероприятия.

Первой, кстати, откликнулась президентская служба. Виктор Ющенко в очередной раз поручил Кабинету министров разобраться по существу вопроса и не дать погибнуть единственному крупному производителю первичного алюминия в Украине. Правда, аналогичных поручений своей «заклятой подруге» по «оранжевой революции» глава государства выдавал на гора уже десятками. Юлия Тимошенко научилась правильно для себя на них реагировать: формально – да, реально – как ей выгодно. Но это уже никого не удивляет.

Накануне в профкоме ЗАлКа пояснили, что они пытаются добиться, чтобы администрация стимулировала увольняемых работников из расчета один месячный оклад за каждый год выслуги, так как сокращений все равно не избежать. Лучше синица в руках, чем журавль в небе…

 

Меморандумом по безработице?

 

О «Меморандуме взаимопонимания между Кабинетом министров и предприятиями ГМК» писали много. Повторяться не будем. Напомним только то, что официально в апреле он уже не работает, так как требует пролонгации. Это была первая реакция властей на пришедший в страну кризис. Безусловно, он смог облегчить первые кризисные удары, но решить накопившиеся во взаимоотношениях проблемы между металлургами и правительством изначально даже не планировалось. Хотя попытка все же получилась. Здесь определилась и роль профсоюза, как защитников интересов металлургов. И, естественно, собственников.

Вот мнение председателя Центрального комитета профсоюза металлургов Владимира Казаченко, которое он высказал почти за месяц до завершения срока действия соглашения.

«Меморандум взаимопонимания сыграл, безусловно, позитивную роль, послужил точкой отсчета в принятии антикризисных мер как в государстве, так и на каждом предприятии. Хотя сегодня металлурги и горняки не могут сказать, что удовлетворены тем, как выполняется данный документ. Вопросы решаются выборочно и наполовину, а желательно решать их в комплексе, потому что металлургия – сложный, многогранный организм, в жизнедеятельности которого одновременно важны многие факторы – как экономические, так и социальные. К тому же, предприятия выполняют свои обязанности по договоренностям, закрепленным в Меморандуме, а Кабинет Министров в решении важных вопросов допускает промедление…»

Собственно говоря, довольно мягко сказано. За фасадом идут ожесточенные споры между смежными структурами. У профсоюзов есть железный довод по поводу того, что необходимо быстрее переходить на мировые расценки. Доля зарплаты в себестоимости производства металлопроката в европейских странах составляет 25%. В Украине же – лишь 7%. Поэтому вопросам модернизации и реконструкции необходимо уделять первостепенное внимание. Но для этого нужны деньги. А где их взять? Особенно, сейчас, когда получить кредит в банке так же проблематично, как поймать белугу в Днепре. А ведь и то, и другое еще недавно было нормой. От ловли белуги, правда, времени прошло больше. Но суть понятна. Где взять средства? Хотя бы вернуть свои. Тот же невозвращенный экспортный НДС.

Как известно, металлургия для Украины – один из основных источников поступления валюты. На сегодня экспортноориентированным металлургическим предприятиям Запорожья государство задолжало 1,15 млрд. грн. возврата НДС. Это только в одном городе. А ведь есть еще и Днепропетровск с Кривым Рогом, и Донецк с Мариуполем, и у всех проблемы аналогичные.

В ЦК профсоюза это знают. Вот мнение Владимира Казаченко: «Сегодня крайне сложная ситуация и на Стахановском заводе ферросплавов, и в СП «Интерсплав», где попросту «вымываются» оборотные средства. Кроме того, есть негласная информация, что налоговая служба неофициально требует авансирования налогов по еще несостоявшимся финансовым операциям. Необходимо принимать Закон Украины, стимулирующий развитие внутреннего рынка. Здесь показательным может стать принятый в начале 1999 года, во время не менее разрушительного спада на мировом рынке стали, Закон об экономическом эксперименте в ГМК, благодаря которому за два года металлургия восстановила производство и дала в государственную казну в два раза больше, чем получила от государства в виде преференций. Но сегодня надо уже говорить о преференциях для всех отраслей, связанных с промышленным потенциалом страны.

Также следует ввести квоты на импорт товаров и сырья, которые есть в Украине. Почему, к примеру, в простое находятся крупнейшие ГОКи – Марганецкий и Орджоникидзевский, а марганцевая руда завозится в Украину из-за рубежа? Лишена логики и ситуация во взаимоотношениях с железнодорожным ведомством. Сначала «Укрзализныця» призвала предприятия приобрести вагоны, а когда заводы купили себе необходимое количество вагонов, стала открыто препятствовать их эксплуатации.

Государство должно достичь взаимопонимания не просто с предприятиями, а с народом. Ведь только в ГМК сегодня работают более полмиллиона человек. Для профсоюза важно, чтобы, заботясь об интересах государства, ни само государство, ни собственники не забыли об интересах скромного рядового человека, работающего на предприятии и формирующего бюджет страны. Очень важно в тяжелой экономической ситуации соблюдать нормы законодательства по социально-трудовым гарантиям работников. Профсоюзу уже несколько раз приходилось сталкиваться с фактами, когда собственник в первую очередь пытался сэкономить за счет наемных работников.

Балансовые совещания, которые проводит ежемесячно Минпромполитики, необходимо закрепить законодательной нормой. В их работе должны принимать участие, как минимум, заместители руководителей предприятий. Также необходимо ввести отчетность по выполнению Меморандума, к примеру, раз в квартал».

Высказывания, безусловно, дельные. Но ситуация пока не улучшается. Профсоюзы понимают, что настал их звездный час. Им важно правильно воспользоваться. Иначе этот час может превратиться в судный день.


Источник: Rusmet.ru





array(0) { }