.

Видео

»

Заявки на покупку

Оставить заявку
Все заявки »

На правах рекламы

Подробнее »

Не мы такие

 21 июля 2008

Оправдывая повышение цен на свою продукцию, отечественные металлурги кивают на зарубежные рынки
Оправдывая повышение цен на свою продукцию, отечественные металлурги кивают на зарубежные рынки - там идет бурный рост цен на металлы, вызванный удорожанием железорудного сырья и кокса. Но отраслям-потребителям от этого не легче.

Обвинять в росте цен на продукцию горно-металлургического комплекса (ГМК) спекулянтов было бы неправильно. По причине практически полного отсутствия фьючерсов и опционов на товары этой отрасли (в отличие от рынков цветных и драгоценных металлов) она не является привлекательной для биржевых игроков. Поэтому приходится признать, что процесс имеет объективный характер.

С начала этого года наблюдается глобальный повышающий тренд на первые переделы – производство чугуна, стали и первичные виды проката, – связанный со значительным ростом стоимости кокса и железорудного сырья (ЖРС): на 65%. Причина – в обострении дефицита металлургического сырья из-за неуклонно растущего аппетита сталелитейных компаний Китая, Индии и других развивающихся стран. В результате, как отмечает журнал «Эксперт», практически все товарные позиции как по плоскому, так и по сортовому прокату показали почти 50−процентный рост с начала года.
Реалии сбыта

Отзвуки внешних событий докатились и до нашего внутреннего рынка: российские металлурги за первое полугодие подняли стоимость своей продукции на 50−70%, за счет чего цены вплотную приблизились к мировым, а по каким-то позициям обошли их. При этом ценовой тренд имеет отчетливо повышательный характер: по данным интернет-проекта Rusmet.ru за июнь, общий индекс средних недельных цен металлопроката увеличился на 8,5%, а индекс средних недельных цен сортового проката — на 9,2%. Средняя отпускная цена металлопроката в июне по сравнению с маем возросла на 8,6%.

Причем если непрерывное повышение цен на мировых рынках носит объективный характер, то о России этого не скажешь: наши крупнейшие компании черной металлургии (кроме Магнитогорского металлургического комбината) практически полностью обеспечены как ЖРС, так и коксом, и, следовательно, их кивки на своих не столь самообеспеченных зарубежных «коллег» выглядят довольно странно. Однако пока рост цен сопровождается и ростом производства в отрасли, иллюстрируя, что спрос все еще превышает предложение, тактика отечественных металлургических компаний вполне себя оправдывает.

Обратная сторона медали — подорожание металлопродукции уже вызвало снижение рентабельности производства в металлопотребляющих отраслях, в частности, в машиностроении, трубной промышленности и строительстве. Наиболее значительны проблемы у машиностроителей, затраты которых на закупку продукции черной металлургии могут составлять до 30% себестоимости товара. А конкурентное преимущество наших машиностроителей — цены, и их нельзя увеличивать соразмерно росту затрат на металлы без риска утратить с трудом завоеванные рынки. Наиболее очевидно это в автомобилестроении. Например, ОАО «АвтоВАЗ» повышает отпускные цены уже третий раз в этом году, но его возможности в этой сфере ограничены 10−15%, как, впрочем, и у других российских автопоставщиков, поэтому по итогам года стоит ожидать снижения рентабельности отрасли.

Строителям полегче — предыдущий рост цен на недвижимость создал для них серьезный запас прочности. Кроме того, поскольку доля металла в себестоимости строительства не превышает 10%, даже очень значительный рост цен не приведет к большим потерям компаний, оперирующих на все еще растущем рынке.

Что же касается трубной промышленности, то там в первой половине 2008 года произошло довольно значительное сокращение выпуска продукции. Однако основная причина тому – не рост цен на прокат, а временное сокращение заказов нефтегазового сектора. Так, Выксунский металлургический завод в первом полугодии снизил выпуск труб по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 21,8%, а труб большого диаметра — на 31,9%. Падение спроса на трубы большого диаметра и нефтегазопроводные трубы среднего диаметра началось еще в феврале и вызвано завершением поставок для ряда крупных проектов по строительству магистральных трубопроводов, а также отсрочкой старта новых проектов ОАО «Газпром» и некоторых нефтяных компаний.
Государство не поможет

В июне федеральное правительство под консолидированным влиянием машиностроителей, трубников и нефтегазовых компаний провело серию совещаний, где обсуждались меры по стабилизации цен на черные металлы. Предполагалось, что могут быть введены экспортные пошлины в размере до 20% от задекларированной стоимости проката черных металлов, стали, лома, коксующегося угля и ЖРС. Однако было принято во внимание то обстоятельство, что при повышении пошлин металлурги компенсировали бы упущенные прибыли за счет внутренних потребителей. Другим контраргументом стали почти 20 крупных инвестпроектов, которые сейчас реализуются в металлургической отрасли: при повышении экспортных пошлин часть из них с большой вероятностью будет приостановлена.

В результате был избран мягкий вариант, и металлургам рекомендовали перейти на долгосрочные контракты с потребителями. При этом предполагается, что индексировать цены можно будет ежеквартально с учетом роста стоимости сырья и других издержек. На начальном этапе ФАС возьмется контролировать ситуацию, проверяя контракты на предмет внесения в них пунктов, способных ограничивать конкуренцию. Правда, за рамками остался вопрос: как быть предприятиям малого и среднего бизнеса, ведь потребление металла там невелико и металлурги не заинтересованы в контрактах с ними.

Примечательно, что отмена импортных пошлин (5% по большинству видов продукции) по таким позициям, как заготовка и штрипс, не обсуждалась вообще, хотя именно эта мера могла бы стать реальным аргументом против немотивированного роста цен на металлы — она стимулировала бы конкуренцию на отечественном рынке металлопродукции.

Тем не менее использование импорта отмечается в ряде подотраслей уже сейчас. Например, производство проката из нержавеющей стали в прошлом году составило около 100 тыс. тонн, в то время как внутреннее потребление превышает производство более чем в два раза и составляет 225 тыс. тонн. Иными словами, доля импорта во внутреннем потреблении проката из нержавеющей стали перевалила за 50%.

Другой выход, к которому могут прибегнуть потребители, — более широкое использование товаров-заменителей, к примеру, алюминия в строительстве и производстве труб.

Гарантией дальнейшего роста цен на металлы в известном смысле служит государственная политика, которая на ближайшие годы ориентируется на значительное повышение стоимости газа с целью сравнять внешние и внутренние цены, а также тарифов на электроэнергию и грузовые перевозки, что позволит профинансировать проекты ввода новых мощностей в упомянутых отраслях.

Но если на помощь государства рассчитывать не следует, остается надеяться на рыночные методы регулирования: рост цен приводит к росту производства и вводу новых мощностей, которые вызывают перегрев рынка и корректировку цен.


Источник: Эксперт





array(0) { }