.

Видео

»

Заявки на покупку

Оставить заявку
Все заявки »

На правах рекламы

Подробнее »

Невероятная очевидность или очевидная невероятность?

 02 июня 2008

Запись из дневника: "29-е мая. Говорили об арматуре. Жизнь продолжается, но дорожает". Авторский взгляд с конференции Rusmet "Прогноз цен на стальную заготовку и арматуру: сколько продлится рост цен?"

/Rusmet.ru, Вадим Гринберг, Национальная металлургия/

Запись из дневника: "29-е мая. Говорили об арматуре. Жизнь продолжается, но дорожает".

Дорожает сильно, будет дорожать и дальше, но это не радует. Наверное так можно коротко охарактеризоваь общее настроение, которое чувствовалось в зале. Можно понять трейдеров - вынужденные брать металлопрокат по очень высоким ценам, они, тем не менее, опасаются повторения прошлогоднего сценария. Аналитики тоже не отличаются определенностью и однообразием своих выводов. Сценарии, ими предлагаемые, покрывают весь спектр - от полного пессимизма, до практически безграничного оптимизма, но вряд ли кто-то готов завтра ответить по всей строгости закона за сделанный прогноз.

Тому есть объективные причины, достаточно посмотреть на текущую разбалансировку тенденций на основных рынках, имеющих отношение к металлургии. Совершенно по разному ведут себя рынки меди, никеля и олова, рынок золота тоже весьма волатилен, рынок нефти (весьма металлургический по сути и степени влияния на металлы, не меньшей, чем у рынка ЖРС) вообще живет собственной жизнью.

Но был в процессе обсуждения один момент, когда подавляющее число участников сошлись во мнении. Это касалось ответа на вопрос о причинах роста цен. Практически был дан едиственный ответ - причина роста цен на металл это рост цен на сырье.

Наверное это справедливо. Во-первых, масштаб повышения. Уже не первй год масштаб годового повышения цен на сталь примерно соответствует повышению годовых цен на ЖРС. Во-вторых, в том сегменте металлургического рынка, о котором шла речь (это, напомним, рынок арматуры) доля затрат на сырье в структуре себестоимости достаточно высока, поэтому повышение цен на сырье прямо влияет на рост затрат и, соответственно, на цену.

Уже из этого можно сделать несколько важных выводов. Первый касается возможности прогнозирования цен на будущий год. По опыту прошлых лет можно сказать, что уровень роста цен будущего года станет понятен нам в ноябре-декабре текущего года, когда большая сырьевая тройка озвучит свои пожелания своим потребителям. Надеяться на то, что повышение в этом году удовлетворило их аппетиты достаточно наивно. Инфляция...

Но можно посмотреть на ситуацию несколько шире и, в порядке дискуссии, высказать следующее предположение. В металлургии созрела структурная революция. Попробуем обосновать эту точку зрения.

Раньше мы считали доминирующим в металлургии производство листового проката. Очевидно - более высокая капиталоемкость, более широкий спектр продукции и отраслей потребления, соответственно более высокий технологический уровень, больший объем мировой торговли листовым прокатом.

Производство сорта считалось, в принципе, региональным, в качестве металлургической базы рассматривалась, как правило, электрометаллургия (мини-заводы), в качестве сырья - стальной лом.

Но что происходит сегодня. Новые экономики решают свои инфраструктурные пролемы, это сопряжено с огромными объемами строительства. Нефтедобывающие регионы, располагая огромными финансовыми ресурсами, приступили к реализации масштабных инвестиционных программ. Это тоже строительство, строительство и строительство...

То есть в строительстве сконцентрирована значительная доля прироста мирового потребления стали. Что, безусловно, отразилось на рынке сортового проката.

А теперь вернемся к истории с ростом цен на сырье. В качестве идеи можно высказать то, что рост цен на сырье для производства листового и сортового проката носит разный характер по своей сути.

Рост цен на ЖРС (потребляемое интегрированными металлургическими предприятиями, в большинстве ориентированными на производство листового проката) можно назвать "спекулятивным". Само это повышение, а также его масштаб не соответствуют прогнозам аналитиков, построенным на росте спроса, но прекрасно соответствует положению на рынке, которое занимают три лидирующие компании-продавца сырья. Можно, конечно, возразить, что на рынке кокса происходят аналогичные события, однако это возражение можно считать не отрицающим основной идеи.

В то же время с металлоломом, служащим основным сырьем для электрометаллургии, ситуация несколько иная. Как показывает статистика, доля электрометаллургического производства в общем объеме производства стали впоследние годы стабильна, и составляет около 32%.

Но при этом производство стали выросло более чем в полтора раза. Как говорится: "А на всех рассчитано не было". Новым объемам производства электростали не отвечает ни региональная структура накопленного металлофонда, ни сама ломоперерабатывающая промышленность. Главное противоречие именно в том, что регионы с бурно растущим потреблением стали в строительстве, которые сегодня как раз и развивают производство сортового проката, не обадают достаточным для этого металлофондом.

То есть дефицит лома вещь объективная, а соответственно практически невозможно определить сегодня предел роста цен на него. Тем более, что количество мини-заводов растет с увеличивающейся скоростью.

В итоге и с точки зрения потенциального роста рынка, и с точки зрения потенциального роста цен сортовой прокат сегодня выходит на лидирующие позиции.

И это получило подтверждение с неожиданной стороны. Дубайская биржа внедрила торги на заготовку и арматуру. ЛБМ тоже не осталась в стороне и ввела торги двумя контрактами на заготовку на ближневосточном и азиатском рынках. А значит та тема сегодня крайне инересна и для финансистов (спекулянтов, в хорошем смысле слова).

Если высказать совсем уж экстремальное предположение (исходящее из некоторых прогнозов цены на арматуру, обозначающих цифру 2000 долларов за тонну арматуры в ближайшее время), то продукцию листоориентиргованных металлургических комбинатов (сляб, г/к лист)вскоре можно будет рассматривать как действительно альтернативное металлолому сырье для мини-заводов (в отличие от железа прямого восстановления).

Скажете это безумие? Скорее всего, будете правы. Но Аннушка уже пролила масло... И возможно те, счьей помощью цена никеля достигла недавно 50 тысяч долларов за тонну, а потом уполовинилась, уже внимательно изучают спецификации новых контрактов на ЛБМ.

 

 


Источник: Rusmet.ru





array(0) { }