.

Видео

»

Заявки на покупку

Оставить заявку
Все заявки »

На правах рекламы

Подробнее »

Горячее лето 2008-го

 16 мая 2008

Традиционно на Rusmet - еженедельный авторский взгляд от Вадима Гринберга

/Rusmet.ru, Вадим Гринберг, Главный редактор журнала «Национальная металлургия»/ Как много всего происходит в мире, и все больше неожиданного. Как правило это касается ситуации на рыках.

Хотя... После пережитого нами в начале этого года взлета цен на рынке ЖРС, события развивались во вполне естественном русле. Цены на сталь начали расти, и продолжают это делать до сих пор с неизменным успехом. Рост этот воспринимается неоднозначно, и виной тому события прошлого года, когда несколько неумеренный весенний энтузиазм сменился осенним пессимизмом. Поэтому некоторые участники рынка с опаской посматривают на ценовые индикаторы, хотя и продолжают покупать. - а что делать, бизнес ведь должен идти.

К тому же большинство аналитиков сегодня прогнозируют дальнейший рост цен на все виды сырья и материалов. Повторим многократно звучавшую в последнее время мысль о том, что дешевого сырья больше не будет. А соответственно, не будет дешевого стального проката, дешевой недвижимости, автомобилей и мясорубок.

Единственное, с чем следует все же до конца разобраться, прежде чем стать приверженцем данной точки зрения, это с не всегда благовидной (с точки зрения реальной экономики) ролью спекулянтов в данном процессе. Для начала определимся с этим термином, вернее с его общественно-политической трактовкой. Человек, который покупает, когда уверен, что сможет продать дороже — это есть спекулянт. Он не сеет, не пашет, не жнет — он торгует. Естественно, его ожидания не всегда оправдываются. Если он ошибся — он теряет деньги. Если он до сих пор не разорился, значит он чаще угадывает, чем ошибается, а соответственно, ему всеобщий респект за тонкое понимание рыночных взаимосвязей, вместо порицания за нетрудовой характер доходов.

Такая вот картина мира и благоденствия. Если бы не одно «НО», которое заключается в количестве спекулянтов, вернее даже, в количестве денег которыми они оперируют. А количество этих денег в последние десятилетия устойчиво росло, в конце концов достигнув таких масштабов, что вполне в состоянии кратковременно двигать сырьевые рынки в ту или иную сторону. Конечно, то, что мы сегодня наблюдаем на сырьевых рынках не есть в чистом виде результат деятельности спекулятивных капиталов — тому причиной процессы вполне реальные, связанные и с ростом новых экономик, с определенным исчерпанием разрабатываемых месторождений, а также с последствиями периода недоинвестирования сырьевой сферы в период низких цен. Все так, но спекулятивные финансы явились мощным катализатором процесса.

Можно, конечно, возразить — что вы все про спекулянтов, ведь есть и реальные основания для роста цен, строительный бум, например. Конечно есть. И он прекрасно заметен, особенно в тех местах, где сконцентрирован на не столь больших территориях. Москва, Сочи, Дубай, Шанхай etc. Но в то же время вспомним «судьбу» рынка никеля, перипетии рынка цинка. Ведь мы всегда связывали бум в строительстве с ростом потребления цинка (оцинкованная сталь) и никеля (нержавеющая сталь). Как выясняется, не все так линейно.

И вообще, на биржевых рынках сырья в целом сегодня наблюдается определенный диссонанс. Нефть штурмует безумные высоты, а рынок цветных металлов, в принципе, стагнирует.

Кроме того, начиная с апреля этого года, в своем анализе мы обязательно должны будем учитывать еще и биржевой рынок стальной заготовки, поскольку в апреле начались торги этим видом товара на азиатском и ближневосточном рынке (инициатива LME, о которой так долго говорили наконец обрела практические очертания). Как это повлияет на знакомый нам до боли рынок строительного проката? Как повлияет на сопряженные рынки (лома, ЖРС и т.п.)?

Недавно на одной из международных конференций автор этих строк имел весьма оживленную дискуссию с представителями LME именно по этому вопросу. Стороны разошлись, не изменив при этом своих воззрений. Представители LME настаивали на том, что биржевой механизм ценообразования приведет к стабилизации цен  на «физически обоснованном» уровне, определяемом  балансом спроса и предложения. При этом цены на других стадиях технологической цепочки (сырье, либо прокат) будут определяться с помощью логически и технологически обоснованных премий или дисконтов, обеспечивающих нормальное функционирование всех переделов. Много говорилось также о весьма популярной в последнее время идее управления рисками. Все так, но...

Запустив торги стальной заготовкой в регионе особо активного роста потребления сортового проката, биржа создала мощный финансовый инструмент не только для производителей и потребителей, но и для тех же спекулянтов. Как на это отреагирует цена? Скорее всего, дополнительным повышением. Дополнительным по отношению к повышению за счет роста спроса (недостатка производственных мощностей в местах компактного потребления), и за счет роста цен на основное сырье. При этом рост цен на металлолом можно рассматривать, с одной стороны, как прямое следствие роста цен на ЖРС (баланс цен между способами производства), а с другой стороны, как самостоятельный фактор, обусловленный физическим дефицитом металлолома под растущие потребности малой металлургии, той, которая в основном и ориентирована на производство проката для строительства.

Это очень напоминает события на рынке никеля, когда на рост спроса со стороны Китая, обусловленный грандиозной по масштабам кампанией по наращиванию производства нержавеющих сталей, наложился интерес со стороны финансовых структур, заинтересованных в поиске быстро растущих рынков.

Конечно, как ситуация будет развиваться в дальнейшем, покажет время, но не исключено, что биржевые цены на стальную заготовку станут базой для расчета и всех остальных цен в черной металлургии, с учетом легирования, стоимости переделов и т.п. Формально этот механизм очень удобен, особенно когда необходимо рассчитать цены будущих периодов, другого подобного индикатора у черной металлургии пока нет.

Кстати говоря, если будет именно так, то одним из главных следствий станет то, что внутри черной металлургии произойдет «передел влияния» от листового проката к сортовому. А вот это уже гораздо интереснее собственно фактора цены, поскольку доминирование листовой металлургии базировалось на вещах вполне объективных - более широком спектре продукции, более высоком технологическом уровне, большей капиталоемкости и более высокой чувствительности к событиям на рынке первородного металлургического сырья.

 


Источник: Rusmet.ru





array(0) { }