/Rusmet.ru, Александра Трошина/ Компания «Мечел», оказавшись в сложной финансовой ситуации, приняла решение избавиться от активов, признанных непрофильными. В числе невписавшихся в стратегию «Мечела» – ОАО «Донецкий электрометаллургический завод» – одно из самых современных в Украине предприятий, в настоящее время оказавшееся в сложном положении.
Убытки и потери
Донецкий электрометаллургический завод – предприятие с неполным металлургическим циклом, рассчитанное на ежегодную выплавку более 1 млн. т стали. В последние завод годы работал нестабильно, несколько раз переходил из рук в руки и даже останавливал производство.
Под фактический контроль «Мечела» ДЭМЗ перешел в первом квартале 2010 года. В конце 2011-го компания Зюзина объявила о завершении сделки по приобретению у «Альфа-Банка» 100%-го пакета акций Донецкого металлургического завода, тем самым официально оформив права собственности на предприятие. Сумма сделки составила $537 млн. На момент её заключения предполагалось, что оплата акций ДЭМЗа будет осуществляться с рассрочкой платежа сроком на 7 лет.
На первом этапе тесное сотрудничество с «Мечелом» положительно сказалось на работе донецкого метпредприятия. К середине 2010 года оно заработало на проектную мощность (порядка 80-90 тыс. т стали в месяц), а по итогам 2011 года увеличило производство готового проката на 34% по сравнению с 2010 годом – до 1,012 млн. т, стали – на 29,4%, до 1,039 млн. т.
Но в начале 2012 года ДЭМЗ резко сократил производство. Первоначально руководство завода объясняло ситуацию недопоставками металлолома (около 50% от потребностей завода), вызванными «суровыми погодными условиями». Однако ситуация не улучшилась ни весной, ни летом. В ноябре 2012 года было остановлено электросталеплавильное производство, а в январе 2013 прекратил работу обжимной цех. В качестве основных причин указывались сложная ситуация на украинском рынке лома с одной стороны, и падение спроса на стальную продукцию, с другой.
Заметим, что донецкое метпредприятие и в относительно благополучные для него 2010-2011 годы оставалось убыточным. Так, 2010 год оно закончило с убытком 81,498 млн. грн. (около $10 млн.), а 2011 год – 166,101 млн. грн (около $20 млн.). В 2012 году убытки выросли до 265,597 млн. грн. (порядка $33 млн.).
В сентябре 2012 Совет директоров ОАО «Мечел» объявил о решении выставить на продажу ряд предприятий в рамках обновленной стратегии, согласно которой компания сосредоточится на таких приоритетных направлениях бизнеса, как горная добыча и металлургия полного цикла. ДЭМЗ, основным сырьем которого является закупаемый на стороне металлолом, к их числу, разумеется, не принадлежит.
В апреле 2013 года появилась информация о том, что в ближайшее время у Донецкого электрометаллургического завода появится новый собственник. В частности, о наличии потенциального покупателя, владеющего металоломным бизнесом, заявил глава Донецкой облгосадминистрации Андрей Шишацкий. Но ни весной, ни в начале лета сделка так и не состоялась. По словам Андрея Шишацкого, ее заключению помешало вмешательство «Альфа-Банка» из-за невозврата кредита. «Там такие идут сейчас качели – «купи-продай», в том числе и с участием банка, которому должны собственники этого завода, очень все сложно», – так прокомментировал ситуацию донецкий губернатор в конце мая.
В начале июня 2013 года СМИ вновь распространили сообщение, что корпорация «Мечел» близка к продаже Донецкого электрометаллургического завода, а окончательное решение будет принято в августе. Предполагаемую стоимость будущей сделки эксперты оценивают на уровне $200-250 млн. С чем согласны все аналитики, так это с тем, что российская компания будет вынуждена продать украинский завод дешевле, чем купила. Есть информация, что стоимость предприятия является (или являлась) одним из «камней преткновения». В частности, газета «Коммерсант» со ссылкой «источник знакомый с ходом переговоров» сообщила, что цена актива является главной темой переговоров, а претенденты добиваются снижения суммы сделки. Представители ДЭМЗа ситуацию не комментируют.
Возможные претенденты
Сразу после того как «Мечел» объявил о намерении продать ДЭМЗ, высказывались предположения, что он может быть возвращен предыдущему собственнику – «Альфа-Банку». Но данная структура заинтересована только в том, чтобы получить в полном объеме сумму, оговоренную с «Мечелом»; головная боль с очередной перепродажей проблемного актива ей ни к чему. Для самого ДЭМЗа это тоже был бы не лучший вариант, поскольку возвращение под контроль компании, не являющейся профильным инвестором, означает по сути сохранение не внушающего оптимизма статус-кво.
В числе возможных покупателей кого только ни называли – и бывшего собственника завода Вадима Варшавского, и крупные меткомпании, такие как «Северсталь» Алексея Мордашова или «Метинвест» Рината Ахметова. К примеру, аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка высказал предположение, что завод мог бы быть интересен «Метинвесту» в рамках его стратегии по наращиванию производства стали до 25 млн. т в год. «После того, как «Метинвест» купил ММК им.Ильича, «Запорожсталь» и неоднократно проявлял заинтересованность в Алчевском меткомбинате, почему бы им не заинтересоваться этим активом? Тем более что он производит качественные марки стали и имеет современные технологии», – заметил эксперт. В самом «Метинвесте» тогда заявили, что не рассматривают ДЭМЗ как потенциальный объект для поглощения. Некоторые эксперты предполагают, что украинский завод мог бы быть интересен восточноевропейским игрокам в силу относительной дешевизны производства в Украине.
В числе наиболее вероятных претендентов чаще всего называют меткомпанию «Донецксталь» и ломозаготовительные компании «Евро Финанс» и «УкрМет».
Преимуществом «Донецкстали» как потенциального покупателя ДЭМЗа является то, что оба предприятия расположены на одной производственной площадке. Ранее они входили в состав Донецкого металлургического завода и были разделены в ходе приватизации: «Донецкстали» тогда отошли доменный и мартеновский цеха, а «Истилу», как тогда назывался ДЭМЗ, – электросталеплавильный и обжимной.
Но дело в том, что «Донецксталь» в настоящее время проводит масштабную реконструкцию по созданию собственного электросталеплавильного производства, на которое уже потрачены значительные средства. Весной прошлого года завод вывел из строя мартены и заявил о начале установки не имеющей аналогов в Украине дуговой электросталеплавильной печи (ДСП-150) конструкции фирмы Siemens VAI (Германия) с современной системой газоочистки. Согласно информации предприятия, работы по строительству дуговой электросталеплавильной печи находятся на завершающей стадии. Ввод в строй периодически откладывается из-за нехватки средств.
Кроме того, в планах «Донецкстали» следующий этап реконструкции – создание литейно-прокатного комплекса. В марте этого года «Донецксталь» подписала Меморандум о сотрудничестве с Siemens VAI, дающий старт разработке технико-экономического обоснования данного проекта. Таким образом, приобретение ДЭМЗа для «Донецкстали» не было бы рациональным ни в виду планов по запуску собственного электросталеплавильного производства, использующего тоже сырье – металлолом, ни с финансовой точки зрения. Компания не настолько богата, чтобы потянуть одновременно и коренную модернизацию имеющихся мощностей, и поглощение новых активов. Представители «Донецкстали» заявляют, что не планируют покупку ДЭМЗа.
Холдинг «Евро Финанс» объединяет ряд ломозаготовительных предприятий. В докризисный период его объем продаж достигал 2 млн. т в год или свыше 25% украинского рынка металлолома. В настоящее время, по оценкам экспертов, компания собирает около 1 млн. т металлолома в год.
«Евро Финанс» также, как и «Донецксталь», заявляет о намерении обзавестись собственным электросталеплавильным производством. Еще в середине 2000-х анонсировались планы по строительству электрометаллургического завода в Киевской области. В 2008 году были выполнены подготовительные работы и подведены инженерные сети для начала строительства, но проект застопорился по ряду причин как экономического (глобальный спад на рынке стали), так и политического (противодействие со стороны отдельных политсил) плана.
В настоящее время компания декларирует готовность реанимировать строительство, а наличие планов по приобретению